Категории

Онлайн пользователей - 0

18, Февраль 2012 16:50 | 9 фото | просмотров 6031

Два императора - два друга - два врага

Одна из первых художественных выставок нынешнего года, когда вся Европа отмечает 200-летие победы России в Отечественной войне с Наполеоном, открылась в Московском музее декоративно-прикладного искусства (15 февраля - 15 марта). Она посвящена двум императорам - Александру I и Наполеону I

Два императора - два друга - два врага <b>Встреча Императора Французов с Императором Всероссийским в Эрфурте, 1808 г.</b>

История сложных взаимоотношений Наполеона и Александра началась еще в конце XVIII века, когда артиллерийский поручик Бонапарте предпринял попытку перейти на русскую службу. Не получилось. А ведь в противном случае… Сложно даже предположить, как могло бы тогда пойти развитие Европы. Позже были и мирные договоры, и ноты протеста, и оскорбительное послание Наполеона - тогда еще не императора, а первого консула - с намеками на участие российского наследного принца в заговоре против собственного отца.
Встреча Императора Французов с Императором Всероссийским в Эрфурте, 1808 г.

История сложных взаимоотношений Наполеона и Александра началась еще в конце XVIII века, когда артиллерийский поручик Бонапарте предпринял попытку перейти на русскую службу. Не получилось. А ведь в противном случае… Сложно даже предположить, как могло бы тогда пойти развитие Европы. Позже были и мирные договоры, и ноты протеста, и оскорбительное послание Наполеона - тогда еще не императора, а первого консула - с намеками на участие российского наследного принца в заговоре против собственного отца.

Два императора - два друга - два врага Далее можно вспомнить кровопролитные сражения с наполеоновской армией в Европе, в которых принимали участие и русские полки. Поражение Пруссии, союзника России, которое вынудило Александра I просить Наполеона о мире. Встречу двух императоров в июне 1807 года на плоту посередине реки Неман. Пятнадцатидневное живое общение русского и французского лидеров в Тильзите. Кстати, именно оно в корне изменило их враждебные отношения – два властелина подружились.
Далее можно вспомнить кровопролитные сражения с наполеоновской армией в Европе, в которых принимали участие и русские полки. Поражение Пруссии, союзника России, которое вынудило Александра I просить Наполеона о мире. Встречу двух императоров в июне 1807 года на плоту посередине реки Неман. Пятнадцатидневное живое общение русского и французского лидеров в Тильзите. Кстати, именно оно в корне изменило их враждебные отношения – два властелина подружились.

Два императора - два друга - два врага <b>Медальон «Миниатюра на тему Тильзитского мира»
Франция. 1810-е. Бронза, эмаль, роспись</b>

Тильзитский мир между Францией и Россией был заключен и казался "вечным". Как символ этого мира и дружбы монархов организаторы выставки в Москве представили бронзовый кулон: на нем эмалевое изображение крепко обнявшихся Наполеона и Александра.
Медальон «Миниатюра на тему Тильзитского мира»
Франция. 1810-е. Бронза, эмаль, роспись


Тильзитский мир между Францией и Россией был заключен и казался "вечным". Как символ этого мира и дружбы монархов организаторы выставки в Москве представили бронзовый кулон: на нем эмалевое изображение крепко обнявшихся Наполеона и Александра.

Два императора - два друга - два врага <b>Кружка с изображением сцен наполеоновских сражений. Франция. 1810-е. Серебро</b>

Экспозицию в основном составляют табакерки, портсигары, тарелки, вазы, статуэтки, эмали, плакетки…  Вроде бы мелкая пластика, бытовые предметы. Но куратор выставки Андрей Гилодо считает, что это совсем не мелко даже для такой глобальной темы, как наполеоновские войны:
Кружка с изображением сцен наполеоновских сражений. Франция. 1810-е. Серебро

Экспозицию в основном составляют табакерки, портсигары, тарелки, вазы, статуэтки, эмали, плакетки… Вроде бы мелкая пластика, бытовые предметы. Но куратор выставки Андрей Гилодо считает, что это совсем не мелко даже для такой глобальной темы, как наполеоновские войны:

Два императора - два друга - два врага <b>Табакерка. В стиле раннего ампира, с портретом Александра I. Франция. 1814. Серебро</b>

"В этом  - увековечивание памяти, потому что прикладное искусство, в отличие от живописи, гравюры, скульптуры, непосредственно связано с человеком. Это упрочение и демократизация памяти. Именно прикладное искусство дает возможность этой теме жить в человеческой среде обитания".
Табакерка. В стиле раннего ампира, с портретом Александра I. Франция. 1814. Серебро

"В этом - увековечивание памяти, потому что прикладное искусство, в отличие от живописи, гравюры, скульптуры, непосредственно связано с человеком. Это упрочение и демократизация памяти. Именно прикладное искусство дает возможность этой теме жить в человеческой среде обитания".

Два императора - два друга - два врага <b>Стакан в память войны 1812 года. Западная Европа. Начало XX в.</b>

Между прочим, именно Наполеон первым начал использовать прикладное искусство в качестве инструмента пропаганды: на славу Наполеона "работали" лучшие французские фарфоровые мануфактуры, выпуская посуду с его портретами, статуэтки. В России эту моду тоже освоили довольно быстро.
Стакан в память войны 1812 года. Западная Европа. Начало XX в.

Между прочим, именно Наполеон первым начал использовать прикладное искусство в качестве инструмента пропаганды: на славу Наполеона "работали" лучшие французские фарфоровые мануфактуры, выпуская посуду с его портретами, статуэтки. В России эту моду тоже освоили довольно быстро.

Два императора - два друга - два врага <b>Плакетка с барельефом Александра I. Россия. Конец ХIХ в. Бронза</b>

На протяжении XIX века было выпущено огромное количество посуды  с изображениями полководцев и героев Отечественной войны 1812 года, со сценами боев и даже репродукциями картин известных художников того периода. Андрей Гилодо уверен, что самую большую ценность представляют произведения, созданные по горячим следам событий:
Плакетка с барельефом Александра I. Россия. Конец ХIХ в. Бронза

На протяжении XIX века было выпущено огромное количество посуды с изображениями полководцев и героев Отечественной войны 1812 года, со сценами боев и даже репродукциями картин известных художников того периода. Андрей Гилодо уверен, что самую большую ценность представляют произведения, созданные по горячим следам событий:

Два императора - два друга - два врага <b>Плакетка с барельефом Наполеона I. Россия. Конец ХIХ в. Бронза</b>

"На выставке представлен расписной поднос. Это сцена, когда королева Елизавета Прусская после страшного разгрома Пруссии отправляется вместо короля, не отважившегося просить мира, к Наполеону. Эта незаурядная женщина упала перед ним на колени, он ее поднял и потом чрезвычайно смягчил условия мира для Пруссии. Вот это - отклик на ситуацию. Поднос был написан уральскими мастерами по горячим следам. Это событие было преподнесено как подвиг почти античного звучания".
Плакетка с барельефом Наполеона I. Россия. Конец ХIХ в. Бронза

"На выставке представлен расписной поднос. Это сцена, когда королева Елизавета Прусская после страшного разгрома Пруссии отправляется вместо короля, не отважившегося просить мира, к Наполеону. Эта незаурядная женщина упала перед ним на колени, он ее поднял и потом чрезвычайно смягчил условия мира для Пруссии. Вот это - отклик на ситуацию. Поднос был написан уральскими мастерами по горячим следам. Это событие было преподнесено как подвиг почти античного звучания".

Два императора - два друга - два врага Русский император Александр I до конца своих дней сохранил уважение к Наполеону, хотя и победил его в военных и дипломатических сражениях. О тактичности российского самодержца по отношению к поверженному противнику говорит и такой факт: наградную медаль "За взятие Парижа 1814 года" стали вручать только после смерти Александра I, поскольку при жизни он опасался, что эта награда может "унизить чувства французов".
Русский император Александр I до конца своих дней сохранил уважение к Наполеону, хотя и победил его в военных и дипломатических сражениях. О тактичности российского самодержца по отношению к поверженному противнику говорит и такой факт: наградную медаль "За взятие Парижа 1814 года" стали вручать только после смерти Александра I, поскольку при жизни он опасался, что эта награда может "унизить чувства французов".

Источник - http://rus.ruvr.ru

Теги : Выставки война

Также интересно

13, Апрель 2017
На слете коллекционеров научат...

10, Март 2017
Второй слёт коллекционеров мос...

06, Декабрь 2012
В Берлине открылась выставка в...

09, Июнь 2012
Клад Нарышкиных открыт для все...

22, Май 2012
70 лет назад был учрежден орде...

17, Май 2012
Выставка 60 портретов Елизавет...

Популярное

загрузка...

Реклама

Мудрость дня

  • И самое лучшее лекарство не поможет больному, если он отказывается его принять.
    - Сервантес
  • Средний человек за всю жизнь проглатывает во сне 8 маленьких пауков.
  • Первый сборник рецептов был опубликован в 62 году нашей эры римлянином Апициусом. В книге под названием «De Re Coquinaria» описывались блюда, которыми наслаждался император Клавдий.
  • Древнее название Парижа - Лютеция - происходит от латинского слова «luteus» - «грязный».

• Авторизация •