Категории

Онлайн пользователей - 0

01, Декабрь 2012 09:21 | 17 фото | просмотров 22682

Анна Мария Тюссо. История необыкновенной женщины

Анна Мария Тюссо (1761—1850), девичья фамилия Гросхолтц, родилась в Страсбурге, ее мать работала экономкой у доктора Филлипа Кертиса, занимавшегося восковыми моделями. Он обучил Марию Тюссо искусству по работе с воском. В 1765 году он сделал восковую фигуру Марри Жанны Дюбари, любовницы Людовика XV. Первая выставка восковых работ Филлипа Кёртиса состоялась в 1770 году и пользовалась большим успехом. В 1776 году выставка состоялась в Пале-Рояль в Париже. Следующая выставка на бульваре дю Тампль в 1782 явилась предшественником Кабинета ужасов.

Биография
В 1761 году родилась Мария Тюссо, скульптор, основательница Музея восковых фигур в Лондоне. Мария Тюсо родилась в Страсбурге, Франция. Ее отец – Иоган-Жозеф Гросхольц довольно быстро покинул Страсбург, оставив дочери единственное наследство – законное имя. Филип Кюртюс, приятель матери, предложил Анне с ребенком переехать в Париж, где он представляется повсюду, как анатомист. Редкая специальность с неконкретным содержанием, которое может обозначать как некоторые познания в области медицины, так и в лепке восковых фигур. Свою карьеру в Париже Филипп Кортюс начал с изготовления миниатюрных бюстов из воска. Знаток человеческой натуры, он умело льстил своим клиентами, изображая их более привлекательными, чем они были в реальности. В ту эпоху, когда еще не было фотографий, а настоящий портрет у художника стоил дорого и не каждому был по карману, миниатюрные восковые фигурки Кортюса пользовались большой популярностью, измерявшейся многочисленными заказами. Мари после нескольких лет в начальной школе постепенно приобщается к этой деятельности. Она начинает привыкать к этому таинственному материалу, хрупкому и непокорному одновременно, параллельно учится рисовать, шить и моделировать прически. В один из февральских дней 1778 года Филипп Кюртюс приглашает Мари на сеанс моделирования на улицу Бон, где остановился великий Вольтер. Для нее это был первый урок моделирования лица - самого трудного элемента человеческой фигуры. Два месяца спустя великий мудрец умер и, неожиданно, они стали единственными обладателями уникального слепка из воска, сделанного при жизни философа. Так Мари приблизилась к своему двадцатилетию и одновременно она смело входит в мужской мир коммерции и предпринимательства. Она уже полностью освоилась в своей необычной профессии, став хорошим скульптором. Она сама ведет финансовые документы, торгуется с продавцами воска, тканей и настоящих волос в поиске, где получше, но подешевле; заполняет регистрационные книги; думает о более выгодном освещении фигур, дабы замаскировать неестественно бледный цвет воска; устанавливает зеркала в выставочных залах, искусственно увеличивая пространство. 1789 год – кровавый год в истории Франции. "Революция", "казнь", "гильотина" - слова, которые чаще всего можно было услышать в ту эпоху на улицах Парижа. Это был период охоты на любого “гражданина”, подозреваемого в симпатии к королю. Дела у Мари шли намного хуже, чем раньше - французам не до искусства, выставка пустовала. В 1790 году умер Бенжамин Франклин, в память которого Национальная Ассамблея Франции объявила траур, а Мари, вспомнив урок Вольтера, тотчас же моделирует профиль великого американца и устанавливает его перед входом в галерею. В течение многих дней толпа почитателей этого свободолюбца не уменьшалась перед их выставкой. Год спустя Париж прощался с другим своим любимцем – Мирабо. Мари изготовляет и выставляет в витрине его бюст. Галерея, не смотря на эту грустную славу, становится все более известной. Неожиданно к Мари приходит иная идея: почему бы не начать лепить портреты живых героев революции? Она обращается к Робеспьеру с просьбой изготовить его бюст и, что удивительнее всего, что он не возражает. Мари полна новых идей, а портреты выдающихся личностей интересуют ее особо.
Интуиция подсказывала ей, что все эти люди войдут в мировую историю. Кульминацией в ее деятельности стало убийство Марата сторонницей короля Шарлоттой Кордей. Мари еще ничего не знала, когда в ателье вошли несколько представителей власти и, потребовав взять все необходимое для снятия слепка, сопроводили ее к месту убийства. Ее руки работали четко и уверенно, а глаза пытались запомнить черты лица молодой женщины, окруженной солдатами. Вернувшись, она по памяти восстановила ее портрет, а позже, по своим эскизам сделала маску – муляж Шарлотты. Неожиданно ен осенило, что эта женщина, одна, без Марата - своей жертвы, не представляет собой ничего особенного. Они должны быть вместе. Появилась идея о создании не только фигур, но отдельных сцен, воспроизводящих ключевые моменты истории. Несколько месяцев спустя, после кончины Кюртюса, она познакомилась с Франсуа Тюссо, и в октябре 1795 года они уже обвенчались в мэрии Парижа. В апреле 1798 года рождается сын Жозеф. Как ни странно, рождение ребенка не выбило ее из устоявшегося ритма. Она по-прежнему энергична и изобретательна. Жозефина, будущая императрица, прочитав хвалебную статью о галерее Кюртюса в одной из ведущих газет Парижа, заказала у Мари портрет своего знаменитого супруга. Бюст был выполнен и преподнесен Жозефине, а муляж остался у Мари, присоединившись к иным маскам: Жан-Жак Руссо, Вольтер, казненные Луи XVI и Мария Антуанетта. Коллекция постоянно пополнялась новыми персонажами. В 1800 родился второй сын - Франсис. Но семейная жизнь не складывалась. В 1802 году она приезжает в Лондон, где и начинается настоящее перевоплощение Мари Гросхольц в Мадам Тюссо, у которой есть опыт, талант, репутация и, наконец, деньги, чтобы начать все сначала. Первый опыт в этой незнакомой ей еще стране показал, что английская история не менее занимательна, чем французская: Ричард Львиное Сердце и Генрих VII, Мария Стюарт и Мария Тюдор, Кромвель и английская революция. Мадам Тюссо принимается за работу, моделируя эти персонажи. Это были фигуры в полный рост. Цвет волос и глаз, рост, телосложение, одежда соответствовали реальности, а рядом с фигурой, для большей правдоподобности, иногда воссоздавалась и обстановка той эпохи. Англичане, влюбленные в свою историю, по достоинству оценили ее труд. Ее выставку посещают. Но фортуна не всегда улыбалась ей: в 1804 году, после турне по Ирландии, грузовой пароход, который должен был доставить все ее фигуры в Ливерпуль, затонул. Для Мари это было равнозначно смерти: выставка была ее единственным источником существования. И именно в эти невероятно тяжелые дни проявились ее новые качества: упорство и твердость характера. Она вновь начинает все сначала, благо все муляжи, которые она никогда не уничтожала, были на другом судне. И как компенсация к ней приходит настоящая известность. Она гастролирует со своей выставкой изо дня в день, из года в год. Каждый новый сезон открывался новыми фигурами Вальтер Скотт, Картуш, лорд Байрон, сэр Нельсон... История стала для нее неисчерпаемым источником вдохновения. Подрастают и становятся помощниками сыновья, успешно освоив ее опыт. Не муж, но дети - Жозеф и Франсис - заменили ей Кюртюса. Она следит за всеми новостями, причем не только французскими или английскими, но и мировыми: газеты, книги по истории, энциклопедии. Однажды она прочитала об убийстве и у нее возник замысел создать Комнату ужасов, воспроизводящую самые известные преступления века. Не теряя времени, они сразу же приступают к воплощению этой идеи, к счастью, она уже не одна, но с сыновьями. В 1830 году произошло событие, которому Мари искренне рада: Франсис женился, а рождение его первого сына пробудило в ней неожиданные чувства. Она впервые осознала, что стоит во главе рода, который измеряется уже тремя поколениями и у которого может быть интересное будущее. У нее сразу же появляется и новая оригинальная мысль: почему бы не начать моделировать детские фигуры - принцы, принцессы, наследники короны. Некоторые из них были убиты в борьбе за престол. Вырисовывались интересные сюжеты. Самым ярким воплощением этой идеи стала тринадцатилетняя девочка с большими голубыми глазами - Виктория, будущая королева Великобритании, посетившая выставку в 1833 году. Мари привыкла к кочевой жизни, но сыновья, особенно Франсис, у которого уже трое детей, хотят изменить этот ритм, предлагая создать стационарную выставку. Ей понадобилось время, чтобы привыкнуть к этой мысли, и в один из дней 1835 года она дала свое согласие. У них было достаточно средств, чтобы купить дом в центре Лондона и открыть в нем музей. Когда вошли первые посетители, Мадам Тюссо почувствовала головокружение - то ли от гордости, то ли ее 75 лет давали себя знать. Она поняла, что сыновья были правы. Только так можно было увидеть и по-настоящему оценить их многолетний труд. Но истинную радость ей доставило ощущение семейного клана и то, что есть кому продолжить ее начинание. Дело, которое она начала в XVIII столетии, превратилось в огромную империю развлечений в XXI веке. Род Тюссо процветает, правнуки продолжают дело своей великой прабабушки, открыв музеи под именем Мадам Тюссо в Амстердаме, Гонконге, Лас-Вегасе и Нью-Йорке. Не говоря о “копиях”, появившихся в Париже, Санкт-Петербурге и других городах мира. Эта необыкновенная женщина умерла в 1850 году, в возрасте девяноста лет.

Анна Мария Тюссо. По соседству с гильотиной
Она могла умереть молодой на эшафоте. К счастью, в последний момент приговор отменили. Но страшное слово «казнь» будет неизменным спутником ее творческого пути. Создательницу знаменитой коллекции восковых фигур на старости лет часто преследовало одно жуткое воспоминание. Много лет назад холодное лезвие бритвы тюремного цирюльника касалось ее головы, грубо обрезало волосы, словно неотвратимо обрывало связь с этим миром. Маленькое острое орудие расчищало дорогу для большого ножа палача. До того момента, как страшный удар оборвет жизнь, оставалось совсем чуть-чуть… Но дверь камеры отворилась, и вместо сурового «Пора» осужденная услышала «Свободна». Каждый раз, когда перед Марией вставала эта сцена, она боялась, что надзиратель не произнесет спасительного слова. Еще ей снились глаза — сумасшедшие, просящие, обреченные и мертвые. Этой женщине приходилось ежедневно очень близко видеть людей до, во время и после их казни. На роду у нее было написано быть рядом с плахой. Ведь отец Марии трудился палачом.

Призраки детства Анны Марии Тюссо
Девочке оставили фамилию отца. Ведь она была законной, что по тем временам для представительницы прекрасного пола имело особое значение. И пусть имя связано с презираемой профессией палача, из-за чего все соседи обходили дом Гроссхольцев стороной, зато никто не станет при каждом удобном случае напоминать о «греховном» происхождении. Переехав к дяде Филиппу, как она его называла, маленькая Мари оказалась в мире призраков. Ее пугали восковые фигурки людей и животных, которые выглядели словно живые. А у этих страхов была веская причина. Официальный отец девочки Иоганн, когда приходил домой после «трудов праведных», рассказывал о тех, кто при его непосредственном участии отправлялся на тот свет. Зло усмехаясь, он бросал язвительные фразы: «Сегодняшний жмурик скорчил такую гримасу, что у меня топор чуть из рук не выпал». А еще стращал Мари: «Не будешь слушаться, тебя заберут призраки казненных. Они еще долго бродят по свету и ищут несчастного, чтобы отомстить людям за свою смерть». Кортюс очень быстро научил девочку не бояться скульптур. Она любила наблюдать за тем, как работает Кортюс — увлеченно и вдохновенно. Учитель придумал для ученицы такую игру: когда к нему в салон приходил посетитель, Мари должна была хорошенько его рассмотреть, запомнить черты лица, потом воссоздать все это по памяти сначала карандашом на бумаге, а затем в воске. Наградой за удачно выполненное задание была возможность слепить по своему желанию миниатюрную куколку или забавную зверюшку. Вскоре в комнатке девочки собралась большая коллекция восковых игрушек, что свидетельствовало об успехах в учебе.

Королевское восхищение
В 1769 году Кортюс переезжает из Страсбурга в Париж, естественно, вместе с Марией. Филипп хотел покорить столицу как творец кукол знаменитых личностей. Вскоре представился подходящий случай воплотить идею. На всю страну было объявлено о подписании брачного договора между королем Франции Людовиком XV и эрцгерцогиней Австрии Марией-Антуанеттой. Состоялся союз двух великих династий — Бурбонов и Габсбургов. Свадьбу отмечали долго, кульминацией грандиозного празднества должны были стать народные гулянья 30 мая 1770 года с музыкой, фейерверком, вином, хлебом и мясом за счет казны. Веселье получилось кровавым: пиротехнические ракеты взорвались в толпе, вызвав панику, в результате из-за толчеи погибли 139 человек, еще больше людей получили травмы. Умерших похоронили на кладбище Святой Мадлены, куда через 23 года сбросят тело казненной Марии-Антуанетты, а посмертную маску с нее снимет героиня нашего рассказа. Но пока до революционных событий во Франции еще далеко и благосклонность королей дорогого стоит. Кортюс воссоздал фигуры новобрачных в натуральную величину. Монархам это так понравилось, что они наградили скульптора и пригласили его ко двору. После этого заказы пошли один за другим, ведь всем хотелось вслед за королем и королевой иметь двойников. Тем более что изготовление бюстов и фигур обходилось дешевле, чем написание портретов. Доходы предприятия были солидными, что позволило Филиппу открыть лавку в центре столицы. Первой помощницей Кортюса в «восковом» предприятии стала Мари. Ее ловкие руки быстро и точно схватывали образ. Первая по-настоящему самостоятельная работа девушки датируется февралем 1778 года. Тогда дядя Филипп привел ее в особняк на улице Бон, где остановился великий философ Вольтер. Вскоре после сеанса моделирования ученица показала своему наставнику готовый бюст. Кортюс был восхищен тем, насколько подобны скульптура и оригинал. 30 мая мыслитель умер, и Филипп и Мари оказались единственными обладателями уникального слепка Вольтера, сделанного при его жизни. Бюст выставили в витрине магазина, благодаря чему клиентов тут же прибавилось. Слухи об одаренной ученице мсье Филиппа вскоре дошли до монаршего двора. В 1779 году Марию лично пригласила на аудиенцию королева Елизавета. Своей сестре посоветовал обратить внимание на «восковое» искусство Людовик XVI. Во время посещения выставки он был настолько поражен своим двойником, что пожаловал ему личный мундир с королевского плеча и орден со своей груди. Девушке тут же предложили престижную работу — учить искусству скульптуры членов королевской семьи. Мария сразу же согласилась. Она мыслила стратегически: покровительство первых лиц государства гарантировало успешное ведение дела. К тому же за это еще очень хорошо платили. Правда, монархи и их родственники не не достигли больших успехов на этом поприще, которое требовало кропотливого труда, а избалованная аристократия не хотела долго заниматься одним и тем же. Правда, кое-чего знатные ученики достигли. Королевские хлопоты не стали помехой в главном деле. 20-летняя девушка достигла вершин мастерства не только в лепке лиц и фигур, но и чувствовала себя как рыба в воде в мире коммерции. Кортюс доверил ей ведение финансовых документов, а также отношения с поставщиками. Мария умела торговаться с продавцами тканей, волос, воска, чтобы производство манекенов обходилось как можно дешевле. Дядя Филипп научил ее встречать клиентов, льстить им.


В шаге от смерти

Успешный бизнес процветал до лета 1789 года. Но 14 июля разгневанный народ взял Бастилию — тюрьму, ставшую страшным символом вседозволенности самодержцев. Кто попадал в эту крепость, уже не возвращался оттуда. Так началась Великая французская революция. Королевскую семью тут же арестовали. А вместе с монархами бросили за решетку всех, кого считали роялистом. В черный список попала и Мария, ведь она служила при дворе. Ее бросили в темницу, она оказалась в одной камере с Жозефиной Богарне, которая позже станет женой Наполеона Бонапарта, а потом и закажет соседке по камере восковую фигуру своего мужа. Несколько долгих месяцев Мария провела в тюрьме, каждый день и каждый миг ожидая решения своей участи. Однажды дверь отворилась, на пороге стоял государственный обвинитель, который сообщил, что узницы приговариваются к смертной казни за связь с короной. Тут же зашел цирюльник, который без лишних эмоций, по-деловому, поставил тазик с водой, взял инструмент и молча обрил Жозефину и Марию. Тогда эта жуткая процедура была настолько частой, что ее исполнители все делали без церемоний, чтобы не тратить время зря. Чуть погодя революционеры решили не обрывать тоненькую нить жизни женщин. В случае с Марией учли незнатное происхождение, ее отпустили. Но предупредили: если что — приговор приведут в исполнение. Она вернулась в салон. Села среди своих манекенов и начала грустно размышлять о невеселых перспективах предприятия. В стране — революция, люди сейчас больше думают о сохранении собственной жизни, а не о том, чтобы сделать изваяние по своему образу и подобию. Короли уже не помощники. Ее осенила мысль: место правителя никогда не пустует, и каждый лидер стремится войти в историю. Почему бы не предложить свои услуги революционерам?! Она отправилась к самому Максимилиану Робеспьеру, который стал идейным вдохновителем беспощадного террора против врагов революции. Неподкупный, как его называли соратники, и Бешеная Гиена, как его нарекли противники, благосклонно отнесся к идее запечатлеть себя в воске. Мария берется за работу и вскоре выставляет в витрине воскового Робеспьера. Это стало хорошим рекламным ходом: ручеек посетителей выставки превратился в полноводную реку. Интерес был подогрет изготовлением двойников других революционеров — Дантона, Демулена… Но где есть восхищение, там найдется место и зависти. Были люди в руководстве страны, которые затаили злобу: «Почему она меня не изваяла?»
Мария чувствовала на себе недобрые взгляды, они как бы напоминали о приговоре, который в любой момент могли исполнить. 13 июля 1793 года в дверь постучали солдаты. Сердце чуть не оборвалось… Все — революционеры решили с ней покончить. Она даже не вслушивалась в слова офицера.  Было и так понятно: казнь во имя революции. Начальнику конвоя пришлось еще раз обратиться к женщине. И тут только она поняла: ее просят собрать все необходимое для работы и следовать за военными. Не веря еще в то, что ее ведут не на эшафот, она пошла за конвоем без лишних вопросов. Мария оказалась в доме Марата, еще одного вождя революции. «Друг народа» (так его назвали в честь газеты, которую он издавал) лежал мертвый в ванне, весь в крови. А рядом стояла та, которая заколола его кинжалом, — Шарлотта Корде. Мария сняла посмертную маску с Марата и запомнила черты лица убийцы, которые тут же воссоздала по возвращении домой. У скульптора возникла еще одна мысль: создать сюжетную сцену, когда Шарлотта пронзает лезвием Марата. И в галерее появился первый исторический этюд.
Революционеры стали заказывать маски не только своих друзей, но и казненных врагов. Безжалостное орудие умерщвления — гильотина — стало неизменным спутником деятельности Марии. Сразу же после того, как нож отрезал несчастному голову и палач поднимал ее над толпой, снимался слепок.


Туманный альбион
В 1794 году умер Филипп Кортюс, который завещал всю свою коллекцию «талантливейшей мастерице человеческих копий». Вскоре Мария венчается в Париже с инженером Франсуа Тюссо. С того момента ее стали называть так, как величают ее до сих пор, — мадам Тюссо. У супругов родилась девочка, но в девятимесячном возрасте она умерла из-за болезни. Позже появились на свет сыновья Жозеф и Франсуа. Семейную жизнь Марии вряд ли можно назвать счастливой. Франсуа занимается только своими делами, мало заботясь о супруге и детях. Это стало одной из причин того, что мадам Тюссо решила покинуть Париж. Вторым же обстоятельством, подтолкнувшим ее к переезду, стало намерение правительства Франции национализировать коллекцию, насчитывавшую 120 фигур, и за счет нее пополнить государственную казну.
В 1802 году Мария Тюссо вместе с сыновьями, восковыми фигурами отправилась в Британию. С собой у нее было письмо верховного палача Парижа к коллеге из Эдинбурга Джону Уильямсу чтобы он содействовал мадам в ее труде — разрешил снимать посмертные маски, состригать волосы… Таким образом предприятие было обеспечено средствами производства. А хорошую рекламу Тюссо сделал молодой журналист Чарльз Диккенс. Специально для англичан Мария создала скульптуры Ричарда Львиное Сердце, Генриха VII, Марии Стюарт, Марии Тюдор, Кромвеля. Британцы это оценили, и выставка пользовалась большим успехом. В 1804 м дело мадам Тюссо пережило крах. Во время гастролей по Ирландии пароход со всей ее коллекцией затонул. Благо все муляжи, которые она бережно хранила, находились на другом корабле. Но Мария не сдалась. Она взяла кредит на покупку материалов, после чего день и ночь трудилась, восстанавливая скульптуры. Ей удалось не только все восстановить, но добавить новые персонажи: Скотта, Байрона, Нельсона, Картуша. Обновленная экспозиция триумфально путешествует по городам Англии, Шотландии, Ирландии и Уэльса. В 1835 году сын Франсуа уговорил мать открыть стационарную выставку. Она купила дом в центре Лондона и открыла музей, положивший начало империи мадам Тюссо, процветающей и в нашем XXI веке.

Анна Мария Тюссо. История необыкновенной женщины  Анна Мария Тюссо
Анна Мария Тюссо

Анна Мария Тюссо. История необыкновенной женщины  Восковая фигура Гитлера в Музее мадам Тюссо
Восковая фигура Гитлера в Музее мадам Тюссо

Анна Мария Тюссо. История необыкновенной женщины  Восковые фигуры Майкла Джексона в Музее мадам Тюссо
Восковые фигуры Майкла Джексона в Музее мадам Тюссо

Анна Мария Тюссо. История необыкновенной женщины  Анна Мария Тюссо (1761—1850), девичья фамилия Гросхолтц, родилась в Страсбурге, ее мать работала экономкой у доктора Филлипа Кертиса, занимавшегося восковыми моделями
Анна Мария Тюссо (1761—1850), девичья фамилия Гросхолтц, родилась в Страсбурге, ее мать работала экономкой у доктора Филлипа Кертиса, занимавшегося восковыми моделями

Анна Мария Тюссо. История необыкновенной женщины  Доктор Филлип Кертис обучил Марию Тюссо искусству по работе с воском
Доктор Филлип Кертис обучил Марию Тюссо искусству по работе с воском

Анна Мария Тюссо. История необыкновенной женщины  Мария Тюсо родилась в Страсбурге, Франция
Мария Тюсо родилась в Страсбурге, Франция

Анна Мария Тюссо. История необыкновенной женщины  Анна Мария Тюссо за работой
Анна Мария Тюссо за работой

Анна Мария Тюссо. История необыкновенной женщины  Мария Тюссо восковая фигура
Мария Тюссо восковая фигура

Анна Мария Тюссо. История необыкновенной женщины  Восковая фигура Айшварии Рай в музее мадам Тюссо
Восковая фигура Айшварии Рай в музее мадам Тюссо

Анна Мария Тюссо. История необыкновенной женщины  Восковая фигура Анны Марии Тюссо
Восковая фигура Анны Марии Тюссо

Анна Мария Тюссо. История необыкновенной женщины  Анна Мария Тюссо
Анна Мария Тюссо

Анна Мария Тюссо. История необыкновенной женщины  Все желающие могут фотографироваться с восковыми Анджелиной, Брэдом и Шайло Нувель
Все желающие могут фотографироваться с восковыми Анджелиной, Брэдом и Шайло Нувель

Анна Мария Тюссо. История необыкновенной женщины  Дело, которое Мари начала в восемнадцатом столетии, в двадцать первом превратилось в огромную империю развлечений
Дело, которое Мари начала в восемнадцатом столетии, в двадцать первом превратилось в огромную империю развлечений

Анна Мария Тюссо. История необыкновенной женщины  Ее фигуры вызвали такой интерес у французской королевской семьи, что юную мадемуазель Гроссхольц пригласили ко двору обучать художественному мастерству сестру Людовика XVI, мадам Элизабет
Ее фигуры вызвали такой интерес у французской королевской семьи, что юную мадемуазель Гроссхольц пригласили ко двору обучать художественному мастерству сестру Людовика XVI, мадам Элизабет

Анна Мария Тюссо. История необыкновенной женщины  Комната ужасов в музее Мадам Тюссо
Комната ужасов в музее Мадам Тюссо

Анна Мария Тюссо. История необыкновенной женщины  Восковые фигуры Мишель и Барак Обама в Музее мадам Тюссо
Восковые фигуры Мишель и Барак Обама в Музее мадам Тюссо

Анна Мария Тюссо. История необыкновенной женщины  Музей мадам Тюссо в Лондоне
Музей мадам Тюссо в Лондоне

Теги : люди История

Также интересно

30, Апрель 2013
Сапфо. История древнегреческой...

29, Апрель 2013
Мария-Антуанетта. История коро...

28, Апрель 2013
Старые фото Иерусалима .

28, Апрель 2013
Гладиаторы. История бойцов-раб...

27, Апрель 2013
День Победы. История праздника...

26, Апрель 2013
Павел Скоропадский. История ук...

Популярное

загрузка...

Реклама

Мудрость дня

  • Человек, который сдвинул гору начал с того, что перетаскивал с места на место мелкие камешки.
  • Когда кетчуп был создан в Китае в 1690 году, он не содержал томатов. Он состоял из маринованной рыбы, моллюсков и специй.
  • Зарплата рабочего в дореволюционной России была самой высокой в Европе и второй в мире после США.
  • Первым главой государства, который официально огласил идею всемирного разоружения, был русский Император Николай Второй: он предложил это главам государств Европы в 1898 году в Гааге.

• Авторизация •