Категории

Онлайн пользователей - 0

08, Ноябрь 2012 18:16 | 13 фото | просмотров 47021

Древний правитель Месопотамии - Хаммурапи

Хаммурапи (1792—1750 гг. до н.э.) – самый известный из всех правителей древней Месопотамии. Известность получил благодаря дошедшему до нас Кодексу законов, а также успешным завоеваниям, позволившим ему объединить под своей властью практически всю Месопотамию. Хаммурапи — шестой царь первой Вавилонской династии. Амореи вторгаются на территорию Месопотамии на рубеже III-II тыс. до н.э., что приводит к гибели Царства Шумера и Аккада (Ур III династии). На захваченной амореями территории возникают враждующие между собой княжества. В начале II тыс. до н.э. небольшое аморейское племя яхрурум захватывает северную часть царства Иссин и создает здесь самостоятельное государство, столицей которого становится город Вавилон.

Биография
Хаммурапи был шестым и самым знаменитым царем I династии (1792-1750). Он вступил на престол в молодом возрасте после смерти своего отца Синмубаллита. Будучи еще наследником престола, Хаммурапи принимал активное участие в государственных делах и выполнял важные административные обязанности. Размеры, местоположение, военная сила государства, унаследованного Хаммурапи, делали его одним из сильнейших царей в Вавилонии. Важнейшим направлением политической деятельности Хаммурапи, которое он также унаследовал от своих предков, было стремление добиться контроля над распределением вод Евфрата. Такая политика вела к столкновению с царством Ларса, располагавшимся в менее выгодном положении вниз по течению Евфрата. Первые попытки в этом направлении Хаммурапи предпринял в самом начале своего царствования. Хаммурапи сразу же попытался отвоевать Ур и Иссин, но не смог там укрепиться и перенес направление своей военной деятельности на север и на восток. В последующие 20 лет между важнейшими царствами Месопотамии - Мари, Ашшуром, Эшнунной, Вавилоном и Ларсой - почти не происходило прямых военных столкновений, однако подспудно велась активнейшая политическая деятельность по привлечению союзников, составлению коалиций, укреплению приграничных крепостей. Зато последние 14 лет правления Хаммурапи были заполнены беспрерывными войнами. В 1764 г. Хаммурапи разгромил коалицию, включавшую Ашшур, Эшнунну и Элам - главные силы на восток от Тигра, грозившие закрыть ему доступ к металлопроизводящим территориям Ирана. В 1763 г. Хаммурапи начал давно подготавливавшиеся исподволь военные действия против Ларсы. В этой войне он, по-видимому, успешно использовал стратегию, когда-то примененную его отцом. Хаммурапи сумел перегородить плотиной воды главного канала, снабжавшего Ларсу водой, а затем внезапно открыл дамбу, чтобы вызвать опустошительное наводнение, либо просто задержал воду - главный источник жизни. Осада г. Ларса - последнего укрепления Рим-Сина, - длившаяся несколько месяцев, закончилась полной победой Хаммурапи. После разгрома Ларсы Хаммурапи был вовлечен в военные действия на восточных окраинах своего государства, а в 1761 г. он наступил против своего долговременного союзника Зимрилима, царя Мари. Причины этой войны против города, располагавшегося почти в 500 км от Вавилона, которым правил верный союзник Вавилона, нам неизвестны. Либо это опять была война за контроль над водными ресурсами, либо попытка перехватить у Мари контроль над пересечением важных торговых путей. Двумя годами позже Хаммурапи снова, в третий раз, направил свои войска к востоку и во время этого военного похода окончательно разгромил Эшнунну. Эта победа, по-видимому, была достигнута тем же способом, что и победа над Ларсой, - перекрытием водных источников. Разгром Эшнунни был последней крупной победой Хаммурапи. Однако в результате этой победы Хаммурапи разрушил последнюю преграду, отделявшую от Вавиловии народы Востока, среди которых были, вероятно, и касситы, завоевавшие Вавилонию 160 лет спустя.
Административная система государства была упорядочена и строго централизована, так что нити управления всеми сторонами хозяйственной жизни в конечном счете сходились в руках царя, который вникал во все вопросы. Придавая большое значение личному участию в делах, Хаммурапи вел интенсивную переписку с чиновниками на местах; нередко и частные лица со своими жалобами или проблемами обращались прямо к нему. Была проведена важная судебная реформа, которая внедряла единообразие в судопроизводстве; роль царя в нем усилилась. Во все большие города, где раньше действовали только храмовые и общинные суды, были назначены царские судьи из числа чиновников, подчиненных непосредственно царю. Храмы с их обширными хозяйствами, занимавшими значительную часть территории Месопотамии, которые после падения III династии Ура пользовались большой самостоятельностью, были вновь в административном и хозяйственном отношении полностью подчинены царю. На большей части территории государства была совершенно запрещена продажа земли, кроме городских участков.
Реформаторская и законодательная деятельность Хаммурапи, грандиозная по своим масштабам и целенаправленности, произвела большое впечатление на современников и надолго осталась в памяти потомков. Однако эти меры, часто новаторские по форме и способу проведения, по сути своей были направлены не на обновление общества, а на поддержание традиционных общественных институтов, таких, как натуральное хозяйство, общинная собственность на землю и т.п., и не затрагивали экономической основы общества: характер производства и уровень развития производительных сил в старовавилонской Месопотамии оставались в принципе теми же, что и в Шумере. Хаммурапи был одним из самых выдающихся деятелей в истории древней Месопотамии. Его личные качества сыграли немалую роль в возвышении Вавилона и сохранении им долгое время своей власти над значительной частью Двуречья. Однако те же силы, которые подточили государство III династии Ура и привели его к упадку, продолжали действовать в Месопотамии и после образования Вавилонского государства. Экономические интересы разных частей Вавилонии были различны, и только ценой больших усилий Хаммурапи и его преемникам удавалось некоторое время удерживать всю завоеванную территорию в своих руках.

Начало правления
Хаммурапи, как и многие цари Двуречья до него, начал свое царствование с традиционного мероприятия — установления «справедливости», то есть с отмены долгов и прощения недоимок. Первые 5 лет Хаммурапи посвятил градостроительству и, вероятно, подготовке военных действий против соперников. На 6-м году правления Хаммурапи нанес удар по Ларсе. Были взяты Исин и Урук, вавилонское войско стояло в одном переходе от столицы Рим-Сина. Однако торжество молодого царя было преждевременным. На следующий год война с Ларсой продолжилась. Враги династии Кудурмабуга обычно называли царство Ларсы страной племени ямутбалы, но военные действия шли уже гораздо ближе к Вавилону, чем к Ларсе, на берегах «Свекольного канала», прокопанного еще по приказу Апиль-Сина, деда Хаммураппи, и, значит, не на территории царства Ларса. С этих пор между Хаммурапи и Рим-Сином надолго устанавливается мир.

Правление
В начале XVIII в. до н. э. – незадолго до воцарения Хаммурапи — наибольшее влияние в Месопотамии имела Ассирия, где правил Шамши-Адад I (1813 – 1781), поставивший в зависимость от себя некоторые области Аккада (северной части Месопотамии) — государства Мари и Эшнунну. В них правили сыновья ассирийского царя. Другое крупное государство Месопотамии – Ларса была завоевана эламитами – могущественными соседями вавилонян. Хаммурапи начинает свое царствование с установления «справедливости» – отмены долгов и прощения недоимок. Обряд объявления «справедливости» состоял в том, что царь зажигал «золотой факел» на городской стене или на вершине храма верховного бога вавилонян Мардука. С этого момента должники по всей стране освобождались от своих долгов. Увидевшие горящий факел жители соседних городов и селений должны были передавать весть дальше. Затем на места рассылался текст указа с угрозой смертной казни тому, кто его исказит или воспротивится ему. Во внешней политике Хаммурапи, учитывая сложившиеся обстоятельства, был вынужден временно признать свою зависимость от ассирийского царя Шамши-адада I, что позволило ему начать завоевательную политику в Месопотамии. На седьмом году своего царствования Хаммурапи завоевал города Урук и Исин, использовав при этом помощь Римсина, представителя эламской династии в Ларсе, с царями которой поддерживались в то время дружественные отношения. В 1791 г. Шамши-адад I умирает, и Хаммурапи, воспользовавшись начавшимся соперничеством между сыновьями ассирийского царя, удается вернуть в Мари его прежнего правителя — Зимрилима. Благодаря этому Хаммурапи становится одним из влиятельных месопотамских правителей. Однако вскоре обостряются отношения между Хаммурапи и правителем Ларсы Римсином. Усиление могущества вавилонского царя вызвало тревогу у его союзника Зимрилима, уклонившегося от оказания ему помощи. После победы над Эшнунной Хаммурапи вторгается в царство Зимрилима. На тридцать третьем году своего правления он подчинил себе царство Мари и союзные с ним области. Однако взять столицу ему удалось лишь на тридцать пятом году своего царствования. Хаммурапи разгромил Мари, разрушил дворец Зимрилима и стены города. В последующие годы вавилонский царь подчинил себе область вдоль течения Тигра, включая Ашшур – столицу Ассирии. Объединив основную и важнейшую часть долины Тигра и Евфрата, Хаммурапи стал хозяином торговых путей, ведших на восток, север и запад. Он подчинил своему влиянию значительные области Элама. В документах того времени неоднократно упоминаются эламские военнопленные. Все области Малой Азии и Сирии, которые находились в торговых сношениях с царством Мари, были теперь включены в орбиту вавилонского влияния. Во время правления Хаммурапи был составлен обширный свод законов, выбитых на черной базальтовой стеле.

Расширение границ
В 1782 году до н. э. он разорил город Малгиум близ устья реки Диялы. Хаммурапи отверг предложение союза со стороны Эшнунны и вскоре лично встретился и заключил союз с ее заклятым врагом Шамши-Ададом I, тогда бесспорно самым могущественным из месопотамских царей. Предположительно, что договор этот ставил Хаммурапи в несколько зависимое положение, но зато дал, видимо, возможность собраться с силами. За союз с Шамши-Ададом Хаммурапи выговорил себе у того города Туттуль и Рапикум на Среднем Евфрате. Прежде чем Рапикум перешёл к Шамши-Ададу, он был самостоятельным городом-государством и союзником Эшнунны. В 1781 году до н. э. Хаммурапи присоединил Рапикум к своему царству. Затем ведет длительную подготовку к дальнейшим наступательным войнам, но учитывая силу соперников, строит и у себя мощные укрепления, из которых особо важной была, вероятно, «главная стена против горной страны», то есть, надо думать, обеспечивающая тыл против пастушеских племен высокой степи. После смерти Шамши-Адада Хаммурапи способствовал возвращению на престол Мари Зимри-Лима и изгнанию оттуда сына Шамши-Адада Ясмах-Адада. В дальнейшем между Хаммурапи и Зимри-Лимом был заключен союзный договор. Около 1768 до н. э. Хаммурапи провел важнейшую административную реформу, сводившуюся к значительному укреплению царской власти и царского хозяйства. Был ли тогда издан первый вариант его законов, неясно. Около 1772 до н. э. эламский царь Шурукдух в союзе с царем Эшнунны Ибаль-пи-Элем II осадил город Рацама. Лишь с 30-го года правления, умудренный опытом, Хаммурапи начинает серию своих больших походов, на этот раз бесспорно победоносных. В этом году он разбил соединенную армию царей Эшнунны, Малгиума, Элама и царицы Навара, а также подкрепления, присланные горскими племенами. После чего Хаммурапи нанёс Эламу крупное поражение. Утверждение Хаммурапи в датировочной формуле о победе над Эламом не было простым хвастовством, так как из его переписки мы знаем, что в конце жизни он действительно осуществлял реальную власть в этой стране.


Походы Хаммурапи под конец царствования
На 32-м году Хаммурапи вновь столкнулся с Эшнунной и ее союзниками горскими племенами. Хаммурапи занял город Манкисум на Тигре и закрепился вдоль берега этой реки между устьями Диялы и Адема. В 1762 до н. э. он успел поочередно завоевать, и Малгиум вместе с некоторыми хурритскими поселениями за Тигром, и царство Мари, бывшего своего верного союзника Зимри-Лима. Два года спустя, на 35-м году  Хаммурапи отдал приказ срыть стены, как Малгиума, так и Мари; Зимри-Лим, видимо, был казнен. В условиях окружения этих городов кочевыми племенами снос их стен был равносилен уничтожению самих городов. Хотя Хаммурапи и утверждал впоследствии, что «укрыл людей Малгиума во время бедствия и утвердил в богатстве их жилища» и «помиловал людей Мари», однако город Малгиум уже более никогда не возрождался, а потерял свое значение. На 37-м году Хаммурапи разгромил сутиев, субареев и горцев Загроса. Возможно, что в эту кампанию он покорил и Ассирию, о чем молчат датировочные формулы, но упоминает его стела с законами, там Хаммурапи говорит, что он распоряжался в Ашшуре и в Ниневии, то есть в основных центрах Ассирии.  При Хаммурапи достигли высшего развития процессы начавшиеся после падения III династии Ура: рост товарно-денежных отношений, частных рабовладельческих хозяйств, усиление торговли. Произошло усиление централизации государства и укрепление царской власти. Орошение полей и водные пути были предметом особенной заботы Хаммурапи. По его приказу сооружаются новые каналы, очищаются старые. Но еще большее внимание Хаммурапи уделял правосудию. Уже в письмах и надписях эта сторона его деятельности выступает с достаточной ясностью. Хаммурапи также принадлежит древнейший из сохранившихся законодательных сборников, высеченный в камне на 35-й год правления Хаммурапи. Первоначально этот украшенной рисунками камень стоял в Сиппаре, но спустя 600 лет он был доставлен в Сузы в качестве трофея, добытого в результате успешного набега эламитов на Вавилон, где и был позднее найден археологами. Кроме него, царь поставил такие же в других центрах: в вавилонской Эсагиле и в самих Сузах; в Ниппуре найден современный эпохе Хаммурапи фрагмент глиняной таблички. Правил Хаммурапи 43 года. Сохранилось письмо сына Хаммурапи Самсу-илуны, которое показывает, что последний захватил трон еще до смерти своего больного отца.

Законы Хаммурапи
Законник Хаммурапи состоит из 282 статей. Из них полностью сохранилось 247. Остальные  оказались  стертыми. Выставленный  на  городской  площади  "столб  законов"  должен был служить правосудию, совершавшемуся  здесь  же, и  одновременно  напоминать: никто не может отговариваться незнанием права. Авторы законника стремились группировать статьи по  их  содержанию, но строгого различия между правом уголовным, гражданским или процессуальным они не проводили. Это различие, обыкновенное для современного права, в то время, да и много столетий позже, не осознавалось. Законник  не  может  считаться  всеохватывающим. В  нем не упоминаются многие государственные и религиозные преступления, основные виды убийства  и др. Наказания  за  них  были, по-видимому, столь обычными в практике, что Хаммурапи счел излишним говорить о них в своем кодексе. Главными источниками кодекса были судебные решения самого  Хаммурапи  и высших судов вообще. Законник Хаммурапи свидетельствует о значительной  хозяйственной  активности вавилонского  общества. Продажа  земли  и строений, аренда пахотного поля и сада, наем быков для работы в поле, заклад  имущества  при  сделках, займа денежного  и  натурального - все  это  подробным  образом регламентируется в кодексе. Для  наиболее  распространенных  сделок, например  купли-продажи, Законник  предусматривает  следующие  условия действительности: 
Из законника Хаммурапи о собственности
Если оказывалось лицо, заявлявшее, что  оно  является  действительным собственником  проданной  вещи, покупатель  обязывался  привести продавца и свидетелей сделки.
Если он не мог этого  сделать, то  наказывался  смертной казнью  как  вор.
Если  он  мог  это  сделать, продавец должен был назвать прежнего собственника вещи или указать свое  право  на  вещь  иным  образом, иначе   ему  грозила  смерть.
Если, наконец, заявитель  не  мог  привести свидетелей, знающих его пропавшую вещь, наказывался смертью он сам, ибо лжец он, который возводит клевету.
В  древневавилонской  семье  господствует муж. Он ведет общее хозяйство семьи, представляет ее в  деловых  отношениях, ему  принадлежит  право распоряжения женой и детьми. В случаях крайней нужды отец вправе продать своих детей всякому, кто их захочет купить, продать без возврата.  Жену, которая  позорит  мужа  или  "расточает  его  имущество", разрешается "отвергнуть" или выгнать из дома. Во власти мужа оставить  ее дома на положении рабыни и жениться вторично. Бездетная жена может дать мужу наложницу, оставаясь хозяйкой  дома. Но муж  и  в  этом  случае  имеет  право  на  развод. Для  него  не существует юридических препятствий к разводу. Они  существуют  для  жены, одновременно действуют  два  принципа: свобода  развода  для мужа и ограничение права на развод для жены.
Для жены  установлены  три  законных  основания  к  разводу: прелюбодеяние   мужа, оставление   им   дома   и   местности   проживания: неосновательное обвинение в супружеской неверности. В то же время жена  вправе  распоряжаться  своим собственным  имуществом, нажитым  ею  в  браке, полученным  по наследству, дарению и т. д. Может  заключать  сделки  купли-продажи  и  займа, наживать деньги, приобретать землю, рабов. Мужу запрещалось расточать имущество жены или распоряжаться им без согласия последней.
В Законнике Хаммурапи дети наследуют в равной доле: сестры получают столько  же, сколько  и  братья. Долю умершего получают  его  дети. Усыновленные дети  наследуют  на  равном основании  с "законными" детьми. Дети, прижитые от наложницы, наследуют, если отец признает их своими и только движимое имущество. Отец вправе отказать сыну  в наследстве, но не по произволу, а в наказание за "тяжелый грех" и  по разрешению судей, которые исследуют дело.
В  основе  уголовно-правовых  представлений авторов Законника находится идея талиона: наказание есть возмездие за вину, и потому  оно  должно быть  "равным"  преступлению. Эта  доктрина  обычно выражается афоризмом: "око за око, зуб за зуб". Когда  по  характеру  преступления  применение  принципа  "равным   за равное"   в   точном   значении  было  невозможно, прибегали  к  фикции: непослушному рабу отрезали ухо: сыну, оскорбившему  отца, отрезали  язык: врачу, сделавшему  неудачную  операцию, отрезали пальцы ит.д.
Из законника Хаммурапи о преступлениях 
Если человек украл имущество храма, он должен быть казнен.
Если человек украл осла, овцу или раба, он должен быть казнен.
Если сын ударил отца, ему следует отрубить руку. 
Если человек выколол глаз человеку, ему самому следует выколоть глаз.
Если он не укрепил насыпь на своей земле и вода прорвала ее, затопила поля соседей, пусть виновный возместить им убытки.
Если ему нечем платить, следует продать всё его имущество и его самого, а полученное серебро пусть соседи разделят между собой, но работать на хозяина он должен лишь три года, а потом его следует отпустить на свободу.
Если должник отдавал ростовщику своего сына, продать его хозяин не мог. И убить его он не имел права — иначе у него самого в наказание убивали сына.
Если строитель  построит человеку дом и сделает свою работу непрочно и дом обвалится и причинит смерть  домохозяину, должно строителя  убить.  
Если  же  он причинит  смерть сыну домохозяина - должно убить сына строителя"
Если человек украл либо вола,  либо овцу,  либо  осла, либо  свинью,  либо же лодку,  то,  если это принадлежит богу или дворцу, он должен заплатить в тридцатикратном размере, а если это принадлежит  мушкенуму,  он  должен  возместить  в  десятикратном размере.
Если вор не имеет чем платить, он должен быть убит.
Если же вору нечем отдать - его должно  убить.
Если  управитель станет расточать имущество хозяина, должно разорвать его на этом поле с помощью скота.
Законник  Хаммурапи  определяет штраф в строго определенных размерах. Величина штрафа может быть большей или меньшей. Она зависит как от тяжести преступления, так и от социального положения сторон.
Из  законов  Хаммурапи  о  лекарях
Если лекарь сделает человеку тяжелую операцию бронзовым ножом и спасет ему жизнь, ему следует заплатить 10 сиклей серебра.   
Если он сделает операцию рабу и спасет ему жизнь, ему следует заплатить 2 сикля серебра.
Если он сделает человеку тяжелую операцию бронзовым ножом, а больной умрет, лекарю следует отрубить руку.
Если он сделает операцию рабу и тот умрет, лекарь пусть даст хозяину другого раба.
Если человек в драке нанес другому рану, он должен поклясться, что сделал это неумышленно. В любом случае пусть он заплатит за лечение.
О судебном процессе  Законник  Хаммурапи  говорит  мало. Судоговорение происходило  публично на паперти храма. Судебные функции осуществлялись, как правило, спец. чиновником, но  были   и   какие-то   судебные   коллегии, составленные  из " старейших и именитых людей города". Жрецы участвовали в процессе только тогда, когда они принимали клятву свидетелей. Но не все в Вавилонии были равны перед законом. Когда в законах Хаммурапи говорилось «человек», то имелись в виду лишь свободные люди. А ведь были еще и рабы. И если раб оскорблял свободного человека, то по царскому закону ему отрезали ухо. Не язык или пальцы, а именно ухо, чтобы не лишить раба возможности трудиться и отвечать на вопросы господину. Убежать с отрезанным ухом было невозможно: все знали - это раб, к тому же строптивый.
Законы о рабах  
Если по чьей-либо вине чужой раб потерял жизнь, то виновный должен был только заплатить цену раба его хозяину или отдать своего раба.
Если   человек   вывел  за  городские  ворота  либо дворцового раба, либо дворцовую рабыню, либо раба мушкенума, либо рабыню мушкенума, то он должен быть убит.
Если  человек  скрыл  в  своем  доме беглых раба или рабыню,  принадлежащих дворцу или же мушкенуму,  и не вывел их на клич глашатая, то хозяин дома должен быть казнен.
Если человек поймал в степи беглого раба или рабыню и привел его к его хозяину,  то хозяин раба  должен  дать  ему  два сикля серебра.
Заключение
Законы  Хаммурапи - сборник моральных установлений или отчет царя перед богами с описанием тех судебных дел, которые разбирал Хаммурапи - так до сих пор думают многие историки, не придя  к  единому  мнению. Законы  Хаммурапи   дают историкам широкую картину жизни Древнего Вавилона.  "Законы"   принадлежат к важнейшим источникам по древневавилонскому и вообще древневосточному праву, которые на долгое время  послужили  основой  вавилонского  права и тем самым дают возможность восстанавливать многие стороны социально-экономического строя  Месопотамии  II  тыс.  до  н.э.

Древний правитель Месопотамии - Хаммурапи Хаммурапи — шестой царь первой Вавилонской династии
Хаммурапи — шестой царь первой Вавилонской династии

Древний правитель Месопотамии - Хаммурапи Хаммурапи был шестым и самым знаменитым царем I династии
Хаммурапи был шестым и самым знаменитым царем I династии

Древний правитель Месопотамии - Хаммурапи Хаммурапи известность получил благодаря дошедшему до нас Кодексу законов, а также успешным завоеваниям, позволившим ему объединить под своей властью практически всю Месопотамию
Хаммурапи известность получил благодаря дошедшему до нас Кодексу законов, а также успешным завоеваниям, позволившим ему объединить под своей властью практически всю Месопотамию

Древний правитель Месопотамии - Хаммурапи Хаммурапи – самый известный из всех правителей древней Месопотамии
Хаммурапи – самый известный из всех правителей древней Месопотамии

Древний правитель Месопотамии - Хаммурапи Хаммурапи
Хаммурапи

Древний правитель Месопотамии - Хаммурапи Законник Хаммурапи состоит из 282 статей
Законник Хаммурапи состоит из 282 статей

Древний правитель Месопотамии - Хаммурапи В Вавилон в те времена переселяли многих
В Вавилон в те времена переселяли многих

Древний правитель Месопотамии - Хаммурапи Глиняная табличка с текстом Пролога к Законам Хаммурапи. Нач. XVIII в. до н. э. (возможно, древне́е базальтовой стелы). Лувр
Глиняная табличка с текстом Пролога к Законам Хаммурапи. Нач. XVIII в. до н. э. (возможно, древне́е базальтовой стелы). Лувр

Древний правитель Месопотамии - Хаммурапи Стела Хаммурапи со сводом его законов
Стела Хаммурапи со сводом его законов

Древний правитель Месопотамии - Хаммурапи Фрагмент клинописной надписи на стеле Хаммурапи. Лувр
Фрагмент клинописной надписи на стеле Хаммурапи. Лувр

Древний правитель Месопотамии - Хаммурапи Рост территории царства Хаммурапи с 1793 до н. э. по 1750 до н. э.
Рост территории царства Хаммурапи с 1793 до н. э. по 1750 до н. э.

Древний правитель Месопотамии - Хаммурапи Древнее Междуречье
Древнее Междуречье

Древний правитель Месопотамии - Хаммурапи Царь Хаммурапи получает законы от солнечного бога Шамаша (рельеф верхней части столба Свода Законов)Царь Хаммурапи получает законы от солнечного бога Шамаша (рельеф верхней части столба Свода Законов)
Царь Хаммурапи получает законы от солнечного бога Шамаша (рельеф верхней части столба Свода Законов)Царь Хаммурапи получает законы от солнечного бога Шамаша (рельеф верхней части столба Свода Законов)

Теги : люди

Также интересно

30, Апрель 2013
Сапфо. История древнегреческой...

29, Апрель 2013
Мария-Антуанетта. История коро...

26, Апрель 2013
Павел Скоропадский. История ук...

25, Апрель 2013
Элла Джейн Фицджеральд. Истори...

18, Апрель 2013
Эрнесто Че Гевара. История лат...

14, Апрель 2013
Уинстон Черчилль. История.

Популярное

загрузка...

Реклама

Мудрость дня

  • В стадах нет ничего хорошего, даже если они бегут вслед за тобой.
  • Всего в древнем Египте сменилось триста тридцать фараонов. Последнего из них звали Амасис.
  • Когда король Джон взошел на английский трон в 1199 году, он закатил одно из наиболее фантастических рождественских пиршеств. 900 литров различных вин, 400 быков, 1000 угрей и 200 миног были поглощены его голодными гостями.
  • Средний человек тратит 2 недели жизни на поцелуи.

• Авторизация •