Категории

Онлайн пользователей - 0

03, Декабрь 2012 18:31 | 8 фото | просмотров 5916

Священный сенот или Колодец жертв

Священный сенот или Колодец жертв — природный колодец (сенот) в древнем городе Чичен-Ица в Мексике. Расположен в 300 метрах к северу от основных построек города, с которыми соединен священной сакбе. Представляет собой гигантскую круглую воронку диаметром свыше 60 метров. Ее отвесные стены, сложенные из пластов известняка обрываются вниз, к темно-зеленой воде. По представлениям майя, внутри колодца жил бог дождя Чак. Майя приносили ему человеческие жертвы, бросая их на дно сенота.

Священный колодец смерти (сенот) в Чичен-Ице
Священный колодец смерти (сенот) в Чичен-ИцеИз этого глубокого природного колодца древние майя, даже несмотря на засуху, никогда не брали воду. Священный колодец (сенот) в Чичен-Ице был местом религиозного паломничества, сюда приходили, чтобы принести жертвы Юм-Кашу, богу лесов и полей, и бросали в сенот не только драгоценности, но и прекрасных девушек.
Жертвы индейским божествам. Город майя Чичен-Ица на полуострове Юкатан прославился среди туристов своими прекрасными архитектурными сооружениями, среди которых наиболее впечатляет ступенчатая пирамида Пернатого змея - таинственный храм Кукулькана. Однако не менее загадочен Священный сенот - его еще называют Колодец смерти, Колодец жертв или Колодец мертвых девственниц. Это гигантская естественная карстовая воронка диаметром около 60 метров и примерно такой же глубины. Согласно легендам и письменным источникам испанских хронистов, в Колодец смерти в период засухи майя бросали молодых красавиц и ценные вещи. Эти жертвы приносили индейским божествам, чтобы вымолить у них дождя для иссушенной земли. Дело в том, что рек на Юкатане почти нет, а дождевая влага легко просачивается через пористый известняк и сразу уходит в землю, поэтому все земледелие майя напрямую зависело от атмосферных осадков, и засуха здесь была настоящей катастрофой. Впервые о Колодце смерти в древнем городе Чичен-Ица упомянул еще в 1566 году испанский епископ Диего де Ланда, который в свое время усиленно боролся с язычниками на полуострове Юкатан, где обитали племена индейцев майя. Он писал о майя: «Был у них обычай бросать в этот колодец живых людей, и они верили, что люди те не погибают, хотя никто их больше не видел». Охотников за сокровищами особенно заинтересовало упоминание де Ланды о том, что в колодец попадали не только люди, но и драгоценности. Майя «бросали туда и многое другое, - отмечал де Ланда, - например, самоцветы и вещи, которые считали наиболее ценными. И если было в их стране золото, то в этом колодце должна была бы находиться большая часть его, так велико было почтение, которым индейцы окружали это место».
Эдвард Томпсон покупает Священный колодец. Неизвестно, пытались ли испанские конкистадоры достать сокровища со дна колодца, но в любом случае такие попытки были обречены на неудачу - большая глубина и 11-метровый слой грязи и ила служили надежным препятствием для любителей наживы. Первую попытку обследовать дно колодца и достать драгоценности предпринял в 1882 году француз Дезире Шарнэ. Он с большим трудом доставил в Чичен-Ицу две землечерпалки, однако так и не смог начать работы из-за того, что неправильно оценил глубину колодца.
Что же было на дне? Землечерпалка исправно поставляла со дна сенота все новые и новые порции грязи, которую тщательно просматривали нанятые Томпсоном индейцы. Длительное время кроме камней и полусгнивших веток ничего не попадалось, но вот индейцы обнаружили два странных шарика, которые оказались комками копаловой смолы, используемой майя при всех религиозных обрядах. Потом землечерпалка извлекла прекрасно сохранившийся череп (как установили потом, молодой девушки) и пару женских сандалий, что подтвердило записи де Ланды о человеческих жертвоприношениях. С помощью землечерпалки из колодца продолжали появляться кости жертв и древние предметы - сосуды, деревянные орудия, обсидиановые ножи, куски нефрита, - Томпсон понимал, что только погрузившись на дно сенота, можно обследовать все его впадины и расщелины и найти наиболее ценные предметы. В 1909 году Томпсон вызвал телеграфом двух греческих водолазов, которые доставили к колодцу все необходимое оборудование.
Эдвард был полон решимости лично спуститься на дно и поэтому за короткий срок прошел «курс молодого водолаза». Индейцы с тревогой наблюдали, как их хозяин, которого они за годы совместной работы успели полюбить, уходил под воду. Они считали, что на дне колодца обитают злые духи и страшные чудовища. Искать сокровища приходилось на ощупь, находки следовали одна за другой. Это были статуэтки из нефрита, золотые фигурки, колечки и колокольчики, оружие и предметы быта древних майя. Энтузиаста особенно поразили золотые рельефные диски с религиозными и военными эпизодами из жизни индейцев. Среди наиболее важных находок оказались прекрасная золотая маска и золотая же корона, украшенная изображением Пернатого змея.
Раскрывший тайну Священного сенота. Однажды Томпсон, находясь в колодце и раздумывая о новых находках, перед подъемом забыл про воздушные вентили и стал подниматься на поверхность с огромной скоростью. Хотя он, все-таки успел их открыть, его сильно ударило о дно понтона, вследствие чего Томпсон практически потерял слух на всю оставшуюся жизнь. Некоторые склонны видеть в этом происшествии некое подобие проклятия фараонов, таким образом человек понес наказание за вторжение в царство мертвых и осквернение древних святынь. Однако не стоит забывать, что археолог-любитель был довольно неопытным водолазом, к тому же, несмотря ни на что, ему удалось осуществить свою мечту и раскрыть тайну Священного сенота. В результате исследований была собрана весьма впечатляющая коллекция прекрасных ювелирных изделий и предметов быта древних майя, которую Томпсон передал в дар музею Пибоди при Гарвардском университете. Содержимое Колодца смерти не давало покоя и другому исследователю, мексиканскому археологу Давалосу Уртадо, который считал, что Томпсон со своим примитивным оборудованием не смог полностью извлечь все исторические ценности, накопленные там веками. В 60-е годы прошлого века Уртадо, используя современный землесосный снаряд и помощь целой команды аквалангистов, предпринял новый штурм Священного сенота. Ожидания мексиканского ученого полностью оправдались - в первый же день из недр колодца достали каучуковую фигурку божества, и это было только начало. Хотя золотых предметов команда Уртадо не нашла, все, что они выудили из колодца, с исторической точки зрения оказалось бесценным - тысячи фрагментов изделий из хлопковой ткани, немало плетеных и деревянных предметов, среди которых была и диковинная маска. Давалос Уртадо мечтал на время осушить Колодец смерти и извлечь полностью все древности с его дна, но осуществить эту идею он не успел, умерев довольно рано.
Подводное хранилище истории майя. Инициатором третьего этапа подводного обследования колодца в Чичен-Ице был Ф. Кирк Джонсон. В 1967 году в сенот был засыпан хлор, который на время уничтожил мелкие водоросли и сделал воду прозрачной. Благодаря этому удалось достать множество керамических изделий и различные фрагменты человеческих останков. К сожалению, «раскопки» сенота невозможно было производить как положено, слой за слоем, поэтому археологи датировали поднятые со дна предметы, сравнивая их с аналогичными находками из других мест. Любопытно, что многие обнаруженные в колодце вещи, которые ученые отнесли к наиболее ранней эпохе, перед тем, как попали в сенот, были намеренно повреждены - статуэтки из нефрита разбиты, а изделия из золота смяты. В период, с IX по XI век н.э., когда Чичен-Ица переживал свой расцвет, богам жертвовалось множество изделий из нефрита и золота, а в поздний период, особенно в XIII-XVI веках, правящая элита города уже обеднела, поэтому в колодец бросали в основном медные колокольчики, резные деревянные предметы и сосуды с остатками сожженной копаловой смолы. Хотя, по древней легенде, в жертву сеноту приносились прекрасные девушки, и его даже называли Колодцем мертвых девственниц, исследование нескольких десятков человеческих останков, извлеченных со дна, показало, что ритуальными жертвами были не только девушки, но и мужчины, и даже дети.

Священный сенот или Колодец жертв По представлениям майя, внутри колодца сенота жил бог дождя Чак. Майя приносили ему человеческие жертвы, бросая их на дно сенота
По представлениям майя, внутри колодца сенота жил бог дождя Чак. Майя приносили ему человеческие жертвы, бросая их на дно сенота

Священный сенот или Колодец жертв Священный сенот в Чичен-Ице
Священный сенот в Чичен-Ице

Священный сенот или Колодец жертв Храм-Кукулькана
Храм-Кукулькана

Священный сенот или Колодец жертв С помощью этой землечерпалки Эдвард Томпсон рассчитывал извлечь из-под воды сокровища майя
С помощью этой землечерпалки Эдвард Томпсон рассчитывал извлечь из-под воды сокровища майя

Священный сенот или Колодец жертв Череп, извлеченный со дна колодца
Череп, извлеченный со дна колодца

Священный сенот или Колодец жертв Отвесные стены колодца жертв сложенные из пластов известняка обрываются вниз, к темно-зеленой воде.
Отвесные стены колодца жертв сложенные из пластов известняка обрываются вниз, к темно-зеленой воде.

Священный сенот или Колодец жертв Расположен колодец жертв в 300 метрах к северу от основных построек города, с которыми соединен священной сакбе. Представляет собой гигантскую круглую воронку диаметром свыше 60 метров
Расположен колодец жертв в 300 метрах к северу от основных построек города, с которыми соединен священной сакбе. Представляет собой гигантскую круглую воронку диаметром свыше 60 метров

Священный сенот или Колодец жертв Священный сенот или Колодец жертв — природный колодец (сенот) в древнем городе Чичен-Ица в Мексике
Священный сенот или Колодец жертв — природный колодец (сенот) в древнем городе Чичен-Ица в Мексике

Теги : Легенда Кладоискательство Сокровища История

Также интересно

30, Апрель 2013
Сапфо. История древнегреческой...

29, Апрель 2013
Мария-Антуанетта. История коро...

28, Апрель 2013
Старые фото Иерусалима .

28, Апрель 2013
Гладиаторы. История бойцов-раб...

27, Апрель 2013
День Победы. История праздника...

26, Апрель 2013
Павел Скоропадский. История ук...

Популярное

загрузка...

Реклама

Мудрость дня

  • История - сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего. - М. Сервантес
  • Во время археологических раскопок древних могил был обнаружен съедобный мед.
  • Туалетная бумага была изобретена в 1857 году.
  • Бритты раньше как-то не заморачивались этичностью эвтаназии. Неизлечимо больных просто сбрасывали со скалы.

• Авторизация •