Категории

Онлайн пользователей - 0

07, Ноябрь 2012 00:03 | 18 фото | просмотров 6906

История. Общинность кельтов

Кельты — близкие по языку и материальной культуре племена индоевропейского происхождения, в древности на рубеже эр занимавшие обширную территорию в Западной и Центральной Европе.

 

 

История Кельтов
Существуют различные гипотезы формирования кельтов как исторической общности. Согласно более ранней, предки народа пришли в Центральную Европу из Причерноморья. Однако сейчас большинство исследователей склоняются к гипотезе автохтонного происхождения кельтов в районе между Средним Рейном и Средним Дунаем к 7 в. до н. э. Земли нынешней Франции стали называться по их имени Галлией. Эта страна стала сердцевиной кельтских земель. Люди вождя Белловеза разгромили этрусские городки в долине реки По. Затем война в Италии приобрела позиционный характер. Более перспективными были действия тех галлов, что выселились в Герцинские горы. Они заняли Богемию (Чехия) и бассейн Среднего Дуная. Затем, воспользовавшись ослаблением Македонии после войны диадохов, кельты уничтожили войско ее царя Птолемея Керавна и разграбили Грецию. По приглашению царя Вифинии они переправились в Малую Азию. В течении 3 столетия до н. э. кельты начали терпеть поражения. Сама легкость завоеваний таила в себе опасность. Огромные расстояния ослабляли линии коммуникации. Кельты не смогли выработать собственную государственность. Оправившиеся от поражений правители организованных держав (Рима, Македонии, Пергама, Сирии) стали давать им отпор. Тогда кельты приступили к освоению покоренных территорий. Их города и селения соединялись сетью дорог. Существовало развитое речное судоходство. Галлы в Бретани строили большие деревянные корабли, снабженные кожаными парусами и якорными цепями, гораздо лучше приспособленные к плаванию в открытом море, чем античные галеры. В политическом отношении Кельтика по прежнему представляла собой конгломерат племенных обьединений во главе с “королями” и аристократией, которые жили в укрепленных пунктах и, подобно средневековому дворянству, страстно любили лошадей и псовую охоту. Но высшая власть принадлежала сословию жрецов, имевших единую организацию и ежегодно собиравшихся на территории нынешнего Шартра. Они делились на три категории. Друиды образовывали высшую касту – слагателей мифов и вершителей ритуалов. Филиды выполняли функции законоведов, они же хранили в памяти древнюю историю страны, тесно переплетенную с мифологией. Наконец, барды в своих стихах прославляли военных вождей и героев. Согласно Цезарю, галльские друиды не доверяли письменному слову и сохраняли в памяти огромный обьем информации. Не удивительно, что период обучения друида достигал 20 лет. В Ирландии аналогичный период был короче – семь лет.
Но время господства кельтов на материке уходило. С востока их теснили дикие германские племена. На юге же все больше набирал силу Рим. В 121 г. до н. э. римляне оккупировали Южную Францию, создав провинцию Нарбонская Галлия. В это же время, два племени – кимвры и тевтоны вторглись в кельтскую Галлию из-за Рейна. Она была разорена. А затем наступили роковые для кельтов 60-50 гг. до н. э. Буребиста, царь даков уничтожил или изгнал их из Центральной Европы; Ариовист, германский вождь вытеснил их из Германии. И, наконец, Цезарь совершил свой головокружительный поход и за несколько лет покорил Галлию – сердцевину кельтских земель. Эта страна быстро поддалась влиянию римской цивилизации. Ее население получило наименование галло-римлян – то есть галлов, живущих по римскому законодательству. Особая роль принадлежит Ирландии. Сюда не дошли ни римские армии, ни германские дружины. Сильное влияние на жизнь острова оказали христианские монахи, прибывшие в Ирландию в 4-5 веках н. э. из Египта, минуя Рим. Однако они не проявили нетерпимости к местной мифопоэтической традиции. Наоборот, заняв место друидов, монахи тесно сотрудничали с филидами. Последние, под руководством церкви записала мифологические предания, осуществляя.

Поверия кельтов
Греческий историк Диодор Сицилийский писал, что, убив противника, кельтские воины «отрезают их головы и вешают на шеи своих коней, а принеся их домой, прибивают ко входам своих жилищ. Они сохраняли отрезанные головы побежденных врагов в кедровом масле… А некоторые хвалились, что не отдали бы эти головы даже за такое же по весу количество золота…» Дело в том, что для кельтов голова — жилище души. И отрезать голову врага означало, что его душа отделена от его тела и он не сможет ожить… Вероятно, отрубленные головы врагов составляли не только самый значительный трофей победителя, но и были частью культа. При раскопках в Рокепертузе (Франция) был обнаружен невысокий портик с нишами, в которых находились человеческие черепа.

Поселения кельтов
Кельты строили укрепленные поселения с каменными строениями, окруженные массивными стенами из каменных блоков. Они превратились затем в города-крепости и торгово-ремесленные центры. Были развиты земледелие и рыбалка. Искусно обрабатывали металл.
Мифология кельтов
У кельтов был богатый пантеон богов, хотя сведений о них сохранилось не так много. В основе религии лежит идея мирового древа. Человеческие жертвоприношения производились лишь в самых крайних случаях, когда стране угрожала неминуемая гибель. Большим влиянием у кельтов пользовались друиды-жрецы, в руках которых сосредоточивались осуществление религиозного культа, высшая судебная власть и образование. Друиды ревностно охраняли свои знания, так как опасались потерять своё влияние. Поэтому обучение друидов производилось исключительно устно, и ученик в первую очередь развивал память, чтобы запомнить огромное количество информации. Кельты жили по законам родоплеменного общества. Их культура была очень богата легендами и преданиями, которые веками передавались из уст в уста и, как правило, сохранились в нескольких вариантах, как, впрочем, и сами кельтские имена и названия. Так же как и большинство древних народов кельты верили в загробную жизнь, и при захоронении оставляли с умершим много бытовых предметов: тарелки, блюда, инструменты, оружие, ювелирные украшения, вплоть до телег и повозок с лошадьми. Центральную роль в мифологии занимала вера в переселение душ, что уменьшало страх перед смертью, и во время войн поддерживало храбрость и самоотверженность. Говоря о древнекельтских божествах, обычно называют следующие имена: Таранис, Цернунн, Езус, Тевтат, Луг, Беленус, Огмиос, Бригантия.


Ирландское право
Самобытное национальное право, действовавшее в Ирландии с древнейших времен, было в начале XVII века отменено английским правительством и обречено на забвение, как все, что могло напомнить ирландцам об их прежнем национальном существовании. В 1852 году английское правительство поручило ирландским ученым отыскать и издать памятники древнеирландского права. Правовые нормы, содержащиеся в Великой книге древнего закона, сложились под влиянием брегонов, приблизительно в I-м столетии нашей эры, а юридические трактаты, служащие основой сборника и предметом позднейшей глоссы, составлены в эпоху введения в Ирландии христианства, в первой половине V столетия, затем несколько веков были сохраняемы устным преданием, а в VIII веке были записаны. Древнейшая дошедшая до нас рукопись относится к XIV веку. Для изучения исходных основ и эволюции первобытного индоевропейского права нет другого источника — за исключением разве законов Ману, — который превосходил бы своей важностью старинные ирландские законы. Материалом для книги Аицилля, другого источника информации о кельтском праве, послужили два произведения, из которых одно принадлежит королю Кормаку, а другое — Ценнфеладсу, жившему четырьмя столетиями позднее. Дополнением к этим двум главным источникам могут служить другие памятники древнеирландской литературы, в особенности же церковные тексты — исповедь Святого Патрика и др. Все эти памятники застают народ в состоянии родового быта, высшим проявлением которого был клан. Наряду с родовыми отношениями, а иногда и помимо них, устанавливалась путем аренды земли зависимость, аналогичная вассальным отношениям феодального строя. В основе аренды, которая, впрочем, могла быть и свободной, то есть не устанавливать зависимых отношений между съемщиком и хозяином, лежала собственно отдача в пользование не земли, а скота. Собственник по имени был в действительности только управляющим общего родового имения, обремененного повинностями в пользу семьи. Брак заключался посредством покупки жен и до введения христианства, по-видимому, мог быть совершаем на один год. Выкуп за дочь шел в пользу отца, но при последующих браках известная часть его, которая с каждым новым браком постепенно увеличивалась (закон предусматривает 21-кратный выход замуж), обращалась в пользу дочери. Когда отца заменял брат, он получал половину того, что причиталось отцу. Когда супруги были равны как по общественному положению, так и по вкладам, внесенным ими для составления общего имущественного фонда, то жена пользовалась одинаковыми правами с мужем и один без другого не мог вступать в сделки; в случае неравного брака преимущественное значение в домашних делах принадлежит тому из супругов, кто делал вклад. Существовала сложная система родственных отношений, применявшаяся не только к распределению наследственных имуществ, но и к раскладке денежных штрафов, занявших место кровной мести: к платежу и получению этих штрафов родственники призывались в том же порядке, как и к наследованию. Вознаграждение за убийство свободного человека определялось в 7 рабынь (рабыня — обычная единица ценности у кельтов) или 21 дойную корову. Кроме того, существовала цена чести, размер которой зависел от состояния и общественного положения жертвы. От родственников преступника зависело или уплатить за него, или же отказаться от него и обречь его на изгнание. Случайное убийство не освобождало от платежа вознаграждения; убийство тайное или из засады влекло за собой двойной штраф. Существовал тариф штрафов за поранения и побои. Начальной стадией процесса служил арест, который налагался истцом на имущество ответчика и вместе с тем служил обеспечением иска. Если у ответчика не было никакого имущества, то он подвергался личному задержанию и отводился к истцу с оковами на ногах и цепью на шее; истец обязан был давать ему только чашку мясного отвара в день. Если истец и ответчик принадлежали к разным племенам и арест имущества последнего был неудобоисполним, то истец мог задержать всякое лицо из племени ответчика. Суд принадлежал главе клана или народному собранию, но вообще имел характер третейский. При постановлении решения он руководился мнением брегонов, которые в языческую эпоху принадлежали к числу филе — разряду жрецов, непосредственно следовавших за друидами; в Средние века они сделались наследственной корпорацией. Брегоны — это вещатели права, хранители формул и довольно сложных обрядов процесса, отличавшегося обычным в древности формализмом; в своих заключениях они не создают право, а только раскрывают и формулируют те правовые нормы, которые кроются в правовом сознании народа. Брегоны были также поэтами и стояли во главе школ, в которых путём устной передачи изучалось право вместе с правилами поэтического творчества. В языческую эпоху принадлежность брегонов к числу жрецов сообщала заключениям их религиозный авторитет, тем более, что филе приписывалось сверхъестественное могущество, способность низвести на непокорного всяческие беды. Тогда во главе сословия филе стоял так называемый олав, соответствующий по своему положению верховному друиду галлов. И после введения христианства заключения брегонов не лишились мистического оттенка: на суде совершались разные магические действия Орегона, которые должны были вызвать сверхъестественные откровения.

Кельтская мифология
Кельты жили по законам родоплеменного общества. Их культура была очень богата легендами и преданиями, которые веками передавались из уст в уста и сохранились в нескольких вариантах. Археологические раскопки, проведенные в последнее время, помогли пополнить знание об образе жизни и традициях народа. Так же как и большинство древних народов кельты верили в загробную жизнь, и при захоронении оставляли с умершим много бытовых предметов: тарелки, блюда, инструменты, оружие, ювелирные украшения, вплоть до телег и повозок с лошадьми. Центральную роль в мифологии занимала вера в переселение душ, что уменьшало страх перед смертью, и во время войн поддерживало храбрость и самоотверженность.
В наиболее тяжелых жизненных ситуациях, таких как война, болезни или другие опасности, приносились также человеческие жертвоприношения.
Кельтская мифология оказала огромное влияние на английскую литературу.
Пантеон
Кельтские божества Езус и Tarvos Trigaranus — Бык с тремя журавлями, изображенные на так называемом «Монументе парижских лодочников». Мотив трех священных журавлей и быка встречается и в ирландской мифологии. Среди письменных источников важную роль играет сообщение Юлия Цезаря, дающего полный перечень древнекельтских богов по их функциям. Однако он не называет их галльские имена, а полностью отождествляет с представителями римского пантеона. «Из богов они больше всего почитают Меркурия. Он имеет наибольшее количество изображений, галлы считают его изобретателем всех искусств и проводником всех дорог и путей и полагают, что он имеет наибольшую силу в том, что касается приобретения состояния и торговли. После него (почитают) Аполлона, Марса, Юпитера и Минерву. В отношении этих божеств галлы имеют почти такие же представления, как другие народы: Аполлон отгоняет болезни, Минерва учит основам искусства и мастерства, Юпитер управляет небесами, Марс заведует военным делом». Здесь же Цезарь упоминает «Диспатера», от которого, по словам друидов, произошли галлы. К данной классификации надо относиться серьёзно, помня, что кельтская и итало-греческая мифологии глубоко родственны. После завоевания Галлии и ее романизации, развернулся процесс слияния обоих пантеонов, причем он носил осмысленный характер. Галлы выбирали для своих богов римские имена по принципу соответствия иконографии и функций. К чести Цезаря, он сумел из множества кельтских образов выделить почти все основные мифологические типы, которые под обозначенными им римскими именами позднее почитались галло-римлянами.

Кельтская ритуальная жизнь
В то время как учебники подчеркивают начало развития Европы с периода классической культуры, лицо Европы по большей части исторического периода было во власти единственной культурной группы, сильной, культурно разнообразной группы народов, Кельтов. Через период классической Греции к первым столетиям нашей эры, большая часть Европы была под тенью этой культуры, которая, в ее разнообразных формах, все еще представляла объединенную культуру. Это было монолитное распространение культуры от Ирландии до Малой Азии. Кельты даже вторгались в Рим в 390 году до н.э., и успешно вторгались и разрушали греческие города в 280 году до н.э.. Период кельтского господства в Европе начал приходить в упадок в первых столетиях нашей эры, с расширением Рима, перемещениями германцев, а позже притоком азиатских мигрантов, Гуннов. К тому времени, когда Рим пал перед захватчиками Готтами, Кельты были отодвинуты на запад и север, к Англии, Уэльсу и Ирландии, а позже к Шотландии и северному побережью Франции. Ранние кельтские общества были организованы вокруг военных действий - эта структура будет обычно характеризовать культуры в процессе перемещения: Кельты, Гунны, а позже германцы. Хотя классические греческие и римские авторы полагали, что Кельты были яростно безумны, война не была организованным процессом территориального завоевания. Среди Кельтов война, кажется, главным образом была спортом, сосредотачивающимся на набегах и охоте. Когда Кельты вошли в контакт с римлянами, они изменили свою манеру ведения войны к более организованной защите против большой и хорошо организованной армии. Именно эти группы классические авторы считали безумными. Кельтский метод ведения войны состоял в том, чтобы стоять перед противостоящей армией и с криком бросать свои копья и мечи на щиты врагов. Затем они начинали бежать в противостоящую армию и кричали весь путь - это часто имело эффект отпугивания противостоящих солдат, которые убегали; борьба с бегущей армией является относительно легкой работой. Кельтское общество было иерархическим и основанным на классе. Племена были во главе с королями, но политические организации были очень «пластичными». И согласно римским и ирландским источникам, кельтское общество было разделено на три группы: военная аристократия, интеллектуальный класс, который включал друидов, поэтов, и юристов, и все остальные. Обязанность клана состояла в том, чтобы защитить людей. Одним из видных институтов общественной жизни Кельтов была кровная месть. Даже при том, что кельтское общество сосредоточивалось вокруг военной аристократии, положение женщин было довольно высоко в кельтском обществе. В самые ранние периоды женщины участвовали и в войне, и восседали на королевском троне. В то время как более поздние Кельты приняли строгую патриархальную модель, у них все еще сохранилась память о лидерах женщин и воинах. Кельтская ритуальная жизнь сосредоточилась на специальном классе, названном римлянами druides или "друидами". Хотя много было написано о друидах и кельтской ритуальной практике, сейчас почти ничего достоверного не известно. Единственная вещь, о которой свидетельствуют классические источники, - это то, что друиды выполняли "варварские" или "неприятные" ритуалы в озерах и рощах; было изрядное количество согласия среди греков и римлян, что эти ритуалы вовлекали человеческую жертву. Это может или, возможно, не верно; есть некоторое свидетельство человеческой жертвы среди Кельтов, но это, кажется, не было распространенной практикой.

Современные кельтские народы
    Ирландцы (самоназвание — ирл. Muintir na hÉireann или ирл. na hÉireannaigh, единственное число — Éireannach, название языка — An Ghaeilge, название государства — Poblacht na hÉireann (Республика Ирландия))
    Валлийцы (самоназвание — валл. Cymry, единственное число — Cymro, название языка — Cymraeg, название страны — Cymru, название административно-территориального образования — Tywysogaeth Cymru (Княжество Уэльс))
    Шотландцы (самоназвание — гэльск. Albannaich, название языка — Gàidhlig, название страны — Alba, название административно-территориального образования — Rìoghachd na h-Alba (Королевство Шотландия))
    Бретонцы (самоназвание — брет. Brezhoned, название языка — Brezhoneg, название провинции — Breizh)
    Корнцы (самоназвание — Kernowyon, название языка — Kernowek, название графства — Kernow (Корнуолл))

История. Общинность кельтов Книга из Келлса (начало 9 века н.э.)
Книга из Келлса (начало 9 века н.э.)

История. Общинность кельтов Крест и Змея были священными для Друидов. Крест делался из веток дуба, которые отламывались от ствола и образовывали фигуру в форме буквы Т (всем известный, как Тау-крест)
Крест и Змея были священными для Друидов. Крест делался из веток дуба, которые отламывались от ствола и образовывали фигуру в форме буквы Т (всем известный, как Тау-крест)

История. Общинность кельтов Существуют различные гипотезы формирования кельтов как исторической общности
Существуют различные гипотезы формирования кельтов как исторической общности

История. Общинность кельтов Кельты пришли в Центральную Европу из Причерноморья
Кельты пришли в Центральную Европу из Причерноморья

История. Общинность кельтов Кельтская ритуальная жизнь сосредоточилась на специальном классе
Кельтская ритуальная жизнь сосредоточилась на специальном классе

История. Общинность кельтов У Друида были также другие символические предметы, например, любопытной формы золотой серп, которым омела срезалась с дуба, и скипетр в форме полумесяца — символ шестого дня растущей Луны
У Друида были также другие символические предметы, например, любопытной формы золотой серп, которым омела срезалась с дуба, и скипетр в форме полумесяца — символ шестого дня растущей Луны

История. Общинность кельтов После того, как они были отражены в Греции, некоторые основали королевство Tylis во Фракии, в то время как три племени, Tectosages, Trocmi и Tolistobogii, проникли в Малую Азию
После того, как они были отражены в Греции, некоторые основали королевство Tylis во Фракии, в то время как три племени, Tectosages, Trocmi и Tolistobogii, проникли в Малую Азию

История. Общинность кельтов Бронзовые или железные шлемы были более обычны чем кольчуги, носились большинством кавалеристов и возможно даже некоторыми обычными воинами пехоты
Бронзовые или железные шлемы были более обычны чем кольчуги, носились большинством кавалеристов и возможно даже некоторыми обычными воинами пехоты

История. Общинность кельтов Годфри Хиггинс утверждает, что ХУ, Всемогущий, считавшийся первым поселенцем Британии, пришёл из страны, которую валлийская триада называет Летней Страной
Годфри Хиггинс утверждает, что ХУ, Всемогущий, считавшийся первым поселенцем Британии, пришёл из страны, которую валлийская триада называет Летней Страной

История. Общинность кельтов Иероглифы кельтов
Иероглифы кельтов

История. Общинность кельтов Изображение кельтов как диких, свирепых, но беспорядочных, дезорганизованных и испытывающих недостаток в тактическом чувстве, так нравящаяся греческим и римским авторам, не совсем правдиво
Изображение кельтов как диких, свирепых, но беспорядочных, дезорганизованных и испытывающих недостаток в тактическом чувстве, так нравящаяся греческим и римским авторам, не совсем правдиво

История. Общинность кельтов Кельтская конница
Кельтская конница

История. Общинность кельтов Кельтские божества Езус (Эз) и Tarvos Trigaranus — Бык с тремя журавлями
Кельтские божества Езус (Эз) и Tarvos Trigaranus — Бык с тремя журавлями

История. Общинность кельтов Кельтский крест
Кельтский крест

История. Общинность кельтов Происхождение слова друиды до сих пор дискутируется. Макс Мюллер полагает, что подобно ирландскому слову ДРУИ, оно означает люди дубовых деревьев
Происхождение слова друиды до сих пор дискутируется. Макс Мюллер полагает, что подобно ирландскому слову ДРУИ, оно означает люди дубовых деревьев

История. Общинность кельтов Примерный район расселения кельтских племён в Европе. Синим выделен район расселения кельтов в 1500—1000 гг. до н. э.; розовым — в 400 г. до н. э
Примерный район расселения кельтских племён в Европе. Синим выделен район расселения кельтов в 1500—1000 гг. до н. э.; розовым — в 400 г. до н. э

История. Общинность кельтов Стоунхедж рядом с египетскими пирамидами одно из самых загадочных сооружений древности. Ученые, историки, археологи до сих пор потирают затылки размышляя во первых, каким образом будто дикие варварские племена кельтов
Стоунхедж рядом с египетскими пирамидами одно из самых загадочных сооружений древности. Ученые, историки, археологи до сих пор потирают затылки размышляя во первых, каким образом будто дикие варварские племена кельтов

История. Общинность кельтов Кельты — близкие по языку и материальной культуре племена индоевропейского происхождения, в древности на рубеже эр занимавшие обширную территорию в Западной и Центральной Европе
Кельты — близкие по языку и материальной культуре племена индоевропейского происхождения, в древности на рубеже эр занимавшие обширную территорию в Западной и Центральной Европе

Теги : История

Также интересно

30, Апрель 2013
Сапфо. История древнегреческой...

29, Апрель 2013
Мария-Антуанетта. История коро...

28, Апрель 2013
Старые фото Иерусалима .

28, Апрель 2013
Гладиаторы. История бойцов-раб...

27, Апрель 2013
День Победы. История праздника...

26, Апрель 2013
Павел Скоропадский. История ук...

Популярное

загрузка...

Реклама

Мудрость дня

  • Никогда не жалуйтесь и никому ничего не объясняйте.
  • Каждый день 65 людей становятся миллионерами
  • На старогрузинском слово «джуга» означает сталь. Вероятно, поэтому Иосиф Джугашвили взял себе псевдоним Сталин.
  • По окончании вечерней молитвы на судах Российского императорского флота вахтенный начальник командовал "Накройся!", что означало надеть головные уборы, и одновременно подавался сигнал отбоя молитвы. Длилась такая молитва обычно 15 минут.

• Авторизация •