Категории

Онлайн пользователей - 0

27, Октябрь 2012 18:10 | 14 фото | просмотров 8954

Мавзолей-мечеть - Тадж-Махал

Тадж-Махал  — мавзолей-мечеть, находящийся в Агре, Индия, на берегу реки Джамна. Построен по приказу потомка Тамерлана — императора Великих Моголов Шах-Джахана в память о жене Мумтаз-Махал, умершей при родах.
Тадж-Махал считается лучшим примером архитектуры стиля моголов, который сочетает в себе элементы персидского, индийского и исламского архитектурных стилей. В 1983 году Тадж-Махал был назван объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО: «жемчужиной мусульманского искусства в Индии, одним из общепризнанных шедевров наследия, которым восхищаются во всем мире». Несмотря на то, что белый мраморный купол мавзолея является наиболее известным компонентом, Тадж-Махал — это структурно интегрированный комплекс. Здание начали строить примерно в 1632 году и завершили в 1653 году, работали 20 тысяч ремесленников и мастеров. Руководство строительством Тадж-Махала было возложено на Совет архитекторов под имперским контролем, включая Дешенов-Ану, Макрамат Хана и Устад Ахмад Лахаури. Главным автором проекта обычно считают Лахаури. Внутри мавзолея расположены две гробницы — шаха и его жены. Время строительства относится примерно к 1630—1652 годам. Тадж-Махал представляет собой пятикупольное сооружение высотой 74 м на платформе, с 4 минаретами по углам, к которому примыкает сад с фонтанами и бассейном. Стены выложены из полированного полупрозрачного мрамора с инкрустацией из самоцветов. Были использованы бирюза, агат, малахит, сердолик и др. Мрамор имеет такую особенность, что при ярком дневном свете он выглядит белым, на заре розовым, а в лунную ночь — серебристым.

Тадж Махал. История
Воспетый поэтами символ любви Шаха Джахана к жене, Мумтаз Махал. Этим именем, «украшение дворца», называл Арджуманад Бану Бегам ее будущий свекор, грозный шах Джангир. Молодая жена приходилась племяннице матери Джахана и дочкой первому визирю. Впрочем, на этот счет существует много легенд, самая романтичная из которых гласит, что принц Кхуррам встретил на базаре прекрасную бедную девушку с бусами из дерева в руках, и так она на него посмотрела, что не видел он больше окружавшей грязи и нищеты, и твердо решил взять в жены красавицу, чтобы не разлучаться никогда. Точно известно, что в тот год (1612) ей было 19 лет, довольно много даже по меркам современной Индии. У Шаха Джахана, как его стали называть после восшествия на престол в 1628 году, был большой гарем. Но супруги так нежно любили друг друга, что французский врач, философ и путешественник Франсуа Бернье, проживший в Индии двенадцать лет, отмечал в своих записках, что Шах Джахан «не обращал внимания на других женщин, пока она была жива». Мумтаз Махал, единственная из жен сопровождала его даже в далеких военных походах, стойко перенося все тяготы вместе с мужем, единственный человек, которому он полностью доверял и даже советовался. За 17 лет счастливого супружества у них родилось 13 детей. И всего год спустя, в 1629 году его настигло горе: Мумтаз Махал не пережила тяжелых родов 14-го ребенка. 36 лет для женщины в те времена был очень солидный возраст, а частые роды изматывали здоровье. Это случилось в лагере, разбитом под Бурханпуром, в шатре Шах Джахана, который возвращался из победоносного похода в Декан. Там же хотели похоронить и Мумтаз Махал. Шах был на грани самоубийства. Его голова навсегда скорбно опустилась, волосы поседели. Через полгода вдовец перевез тело в Агру, где он решил воздвигнуть мавзолей, по красоте достойный его любимой женщины, а по величию - силы их чувств. Здание строилось 22 года, на строительство собрали со всей страны больше двадцати тысяч человек. Главный архитектор, ширазский Устад Иса Кхан получил неограниченные полномочия, и он их оправдал. Мрамор привозили за 300 километров из уникальной раджпутанской каменоломни. По легенде, к строительству были привлечены иностранные архитекторы - венецианец и француз, но их подлинные имена не дошли до нас. К самому сердцу ведет лестница, у ее начала оставляют обувь, как перед храмом. Беломраморная пена стен украшена искуснейшими мозаиками из тысяч драгоценных и полудрагоценных камней. Сплетенные в изысканный орнамент стебли растений и вязь арабских букв, выложенных черным мрамором. Четырнадцать сур из Корана - традиционное украшение для мусульманской архитектура венчают своды арок над окнами. В центре - резная мраморная ширма, за которой видны две ложные гробницы, или кенотафы, сами же склепы - под полом. Очень тихо, в открытые всем ветрам окна падают солнечные лучи. На стенах - гирлянды неувядающих каменных цветов, вечным ковром покрывающих пол и стены. Когда строительство подошло к концу, в 1653 году, стареющий правитель отдал приказ приступить к возведению второго здания - мавзолея для него самого, точной копии первого, но из черного мрамора. Это было уже безрассудством: страна разорена многочисленными войнами и дорогостоящим проектом, народ роптал. В 1658 году Шаха Джахана сверг его сын Аурангзеб. Он прекратил строительство второго мавзолея, а отца заточил до конца жизни в башне Красного Форта в Агре. Там и провел оставшиеся 9 лет, в комнате, из окна которой был виден Тадж Махал. Только после смерти он вновь воссоединился со своей любимой - согласно завещанию, его похоронили рядом, в одном с ней склепе. Сейчас мавзолей - одно из самых посещаемых мест не только туристами, но и самим индусами. Когда-то огромные двери, символизировавшие вход в рай, были целиком из серебра, тонкий рисунок тысячами серебряных гвоздиков был выложен на них. Сейчас двери медные, прежние украдены. Да и драгоценные камни на фасаде и изнутри сильно поредели с тех пор. Нет и золотого парапета, и жемчужного покрывала на месте сожжения тел. Когда-то с минаретов влюбленными были совершены несколько самоубийств, теперь наверх не пройти, закрыто. Со всех четырех сторон мавзолея стоят полицейские, строго наблюдающие за тем, чтобы объективы не поворачивались в сторону национальной святыни.

Строительство
На строительство комплекса было приглашено более 22 000 мастеров со всех концов империи, а также мастера Средней Азии, Персии и Ближнего Востока. Согласно неподтвержденной легенде, на другом берегу реки должно было располагаться здание-близнец из черного мрамора, но оно не было достроено. Соединять эти два здания должен был мост из серого мрамора.
Архитектура
Мавзолей имеет многочисленные символы, скрытые в его архитектуре и планировке. Так, например, на воротах, через которые посетители Тадж-Махала заходят в парковый комплекс, окружающий мавзолей, высечены четыре заключительных аята из 89-й суры Корана «Заря», обращенные к душе праведника: «O ты, душа упокоившаяся! Вернись к твоему Господу довольной и снискавшей довольство! Войди c Моими рабами. Войди в Мой рай!» С левой стороны от усыпальницы находится мечеть из красного песчаника. Справа точная копия мечети. Весь комплекс имеет осевую симметрию. Усыпальница имеет центральную симметрию относительно гробницы Мумтаз-Махал. Нарушает эту симметрию лишь гробница Шах-Джахана, которую там соорудили после его смерти. Недавно в стенах Тадж Махала были обнаружены трещины. По мнению ученых, появление трещин может быть связано с обмелением протекающей рядом реки Джамна. Исчезновение реки приведет к изменению структуры почвы и оседанию мавзолея, а может быть, даже к его разрушению. Также он начал терять свою легендарную белизну из-за загрязненного воздуха. Несмотря на расширяющуюся парковую зону вокруг Тадж-Махала и закрытие ряда особенно грязных производств в Агре, мавзолей все равно желтеет.

Структурные элементы Тадж-Махал
Усыпальница — архитектурный центр комплекса Тадж-Махал. Эта огромная, структура из белого мрамора стоит на квадратном постаменте и состоит из симметричного здания с арочным проемом, озаглавленное большим куполом . Как и большинство гробниц Моголов, основные элементы здесь персидского происхождения. Внутри мавзолея находятся две гробницы — шаха и его любимой жены. Высота сооружения составляет 74 метра вместе с платформой, а по углам расположены 4 минарета, слегка наклоненные в сторону. Это было сделано для того, чтоб в случае падения они не повредили центральное здание
Минареты. Мраморный купол, украшающий усыпальницу, является самой захватывающей частью Тадж-Махала. Его высота составляет 35 метров. Из-за особой формы его часто называют луковым куполом. Форма купола подчеркнута четырьмя меньшими куполообразными фигурами, размещенными по углам гробницы, которые повторяют луковую форму главного купола
Главный купол. Купола завершаются позолоченными фигурами в традиционном персидском стиле. Венец главного купола изначально был сделан из золота, но в 19 веке был заменен точной копией из бронзы. Венец озаглавлен месяцем в типичном исламском стиле, рожки его указывают ввысь. Минареты, 40 метров в высоту каждый, также демонстрируют идеальную симметрию. Они были спроектированы, как действующие — это традиционный элемент мечетей, призывающий исламского верующего к молитве. Каждый минарет разделен на три равных части двумя рабочими балконами, опоясывающими башню. Все декоративные элементы дизайна минаретов также украшены позолотой.
Экстерьер. Оформление экстерьера Тадж Махал несомненно можно причислить к самым лучшим образцам мировой архитектуры. Поскольку поверхность сооружения на разных участках разная, художественное оформление подобрано пропорционально. Декоративные элементы были созданы с использованием различных красок, штукатурки, каменных инкрустаций и резных фигурок. В соответствии с исламским запретом на использование антропоморфических форм, декоративные элементы сгруппированы в символы, абстрактные формы и растительные мотивы
экстерьер. По всему комплексу в качестве декоративных элементов также используются отрывки из Корана. На воротах у входа в парковый комплекс Тадж-Махала нанесены четыре аята из 89-й суры Корана «Заря», обращенные к человеческой душе: «O ты, душа упокоившаяся! Вернись к твоему Господу довольной и снискавшей довольство! Войди c Моими рабами. Войди в Мой рай!»
Интерьер. Интерьер Тадж-Махала уходит далеко от традиционных декоративных элементов. Внутри использовалось большое количество драгоценных и полудрагоценных камней, а внутренний зал — идеальный восьмиугольник, куда можно попасть с любой стороны сооружения. Тем не менее, используется только южная дверь со стороны сада. Внутренние стены составляют 25 метров в высоту с потолком в виде внутреннего купола, украшенного в виде солнца. Восемь больших арок разделяют внутреннее пространство на пропорциональные части. Четыре центральных арки формируют балконы и смотровые площадки с обзорным окном, вырезанным в мраморе. Помимо этих окон, свет поступает также через специальные отверстия по углам крыши. Как и снаружи, внутри все украшено барельефами и инкрустациями. Мусульманская традиция запрещает  художественное оформление могил. Следовательно, тела Мумтаз и Шах-Джахана были помещены в простой склеп, с лицами, повернутыми к мекке. И основа, и сам гроб, тщательно инкрустированы драгоценными камнями. Каллиграфические надписи на надгробии восхваляют Мумтаз.
Сады Тадж-Махала. Сад моголов распростерся на 300 метров в длину. Архитекторы придумали приподнятые тропы, которые делят каждую из 4 частей сада на 16 углубленных клумб. Водяной канал в центре парка облицован мрамором, с расположенным посреди, между гробницей и воротами, отражающим прудом. В нем отражается образ усыпальницы. Император вдохновился на создание сада, увидев такие же роскошества у персидских шейхов. Сад Тадж-Махала необычен тем, что главный элемент — мавзолей, расположен в конце сада. Ранние источники описывают сад, поражающий изобилием растительности, включая изысканные сорта роз, нарциссы, сотни плодовых деревьев. Но со временем империя моголов ослабла, и охранять сады было некому. Во времена правления Британской империи озеленение сада было видоизменено, и он стал напоминать заурядную лужайку в центре Лондона.
История строительста Тадж-Махала. Здесь я расскажу об интересных фактах из истории строительства комплекса. Тадж-Махал был построен на участке земли к югу от города Агры. Шах-Джахан подарил Махарадже Джай-Сингху большой дворец в центре Агры в обмен на эту землю. На территории комплекса велись масштабные земляные работы. Был выкопан огромный котлован, и заполнен грязью, чтоб уменьшить сыпучесть почвы. Сам участок был поднят на 50 метров выше уровня реки. При устройстве фундамента усыпальницы были вырыты глубокие колодцы, которые заполнились щебнем для водоотвода и опоры фундамента. Вместо лесов из бамбука, рабочие построили огромные кирпичные опоры, окружающие усыпальницу — это значительно облегчило дальнейшую работу. Пятнадцатикилометровая траншея была прорыта в земле, чтоб транспортировать к месту строительства мрамор и другие материалы. Связки из 20-30 волов тянули большие блоки на специально сконструированных телегах. Была построена система специальных резервуаров, подающих воду из реки в канал и к самому комплексу. Постамент и усыпальница Тадж-Махала были построены за 12 лет, а остальные части комплекса потребовали еще 10 лет для завершения. Общая стоимость строительства составила примерно 32 миллиона рупий по тем временам. Для строительства комплекса использовались материалы со всех уголков Азии. Было задействовано более тысячи слонов для транспортировки. В общем, двадцать восемь типов драгоценных и полудрагоценных камней были инкрустированы в белый мрамор. Вскоре после завершения Тадж-Махала Шах-Джахан был свергнут собственным сыном Аурангзебом и подвергнут аресту в Форте Дели. После сметри его похоронили в мавзолее рядом с любимой женой. К концу 19-ого столетия части сооружения пришли в упадок. Тадж-Махал был разграблен британскими солдатами и чиновниками, которые высекали драгоценные материалы из стен здания. Тогда же лорд Керзон задумал масштабную реконструкцию, завершившуюся в 1908 году. Тогда же видоизменили и знаменитый сад, придав лужайкам британский стиль.

Интересные факты
- Во многих туристических путеводителях говорится, что после свержения Шах-Джахан из окон темницы многие годы до смерти печально любовался своим творением — Тадж-Махалом. Обычно в этих историях упоминается Красный форт — дворец Шах-Джахана, построенный им в зените правления, часть покоев которого сын Джахана и Мумтаз-Махал -Аурангзеб превратил в роскошную тюрьму для отца. Однако здесь публикации путают делийский Красный форт и Красный форт в Агре, также построенный Великими Моголами, но раньше, и который действительно находится рядом с Тадж-Махалом. Шах-Джахан, согласно индийским исследователям, содержался в делийском Красном форте и оттуда не мог видеть Тадж-Махала.
- Очень похожа на Тадж-Махал и по могольскому происхождению и по внешнему виду гробница Хумаюна в Дели. Эта усыпальница могольского императора также построена как знак великой любви — только не мужа к жене, а жены к мужу. Несмотря на то, что гробница Хумаюна построена раньше, и Джахан при строительстве своего шедевра ориентировался на архитектурный опыт усыпальницы Хумаюна, она малоизвестна по сравнению с Тадж-Махалом.
- Гробница Итимад-Уд-Даула (1622—1628), которую еще называют Мини Тадж, находится в городе Агра. Архитектура мавзолея напоминает уменьшенный в размерах Тадж Махал.

Мавзолей-мечеть - Тадж-Махал Оформление экстерьера Тадж Махал несомненно можно причислить к самым лучшим образцам мировой архитектуры
Оформление экстерьера Тадж Махал несомненно можно причислить к самым лучшим образцам мировой архитектуры

Мавзолей-мечеть - Тадж-Махал Интерьер Тадж-Махала уходит далеко от традиционных декоративных элементов
Интерьер Тадж-Махала уходит далеко от традиционных декоративных элементов

Мавзолей-мечеть - Тадж-Махал В 1983 году Тадж-Махал был назван объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО
В 1983 году Тадж-Махал был назван объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО

Мавзолей-мечеть - Тадж-Махал Мумтаз Махал
Мумтаз Махал

Мавзолей-мечеть - Тадж-Махал Шах Джахан
Шах Джахан

Мавзолей-мечеть - Тадж-Махал Вид с реки Джамна
Вид с реки Джамна

Мавзолей-мечеть - Тадж-Махал Тадж-Махал
Тадж-Махал

Мавзолей-мечеть - Тадж-Махал Мавзолей Тадж-Махал
Мавзолей Тадж-Махал

Мавзолей-мечеть - Тадж-Махал Тадж-Махал считается лучшим примером архитектуры стиля моголов, который сочетает в себе элементы персидского, индийского и исламского архитектурных стилей
Тадж-Махал считается лучшим примером архитектуры стиля моголов, который сочетает в себе элементы персидского, индийского и исламского архитектурных стилей

Мавзолей-мечеть - Тадж-Махал Интерьер Тадж-Махал
Интерьер Тадж-Махал

Мавзолей-мечеть - Тадж-Махал Тадж-Махал  — мавзолей-мечеть, находящийся в Агре, Индия, на берегу реки Джамна
Тадж-Махал — мавзолей-мечеть, находящийся в Агре, Индия, на берегу реки Джамна

Мавзолей-мечеть - Тадж-Махал Интерьер Тадж-Махала уходит далеко от традиционных декоративных элементов
Интерьер Тадж-Махала уходит далеко от традиционных декоративных элементов

Мавзолей-мечеть - Тадж-Махал Тадж-Махал на закате
Тадж-Махал на закате

Мавзолей-мечеть - Тадж-Махал На могиле Шах-Джахана нанесена каллиграфическая надпись, гласящая Он отправился в путешествие от этого мира в обитель Вечности ночью двадцать шестого дня, месяца Раджаб 1076 года
На могиле Шах-Джахана нанесена каллиграфическая надпись, гласящая Он отправился в путешествие от этого мира в обитель Вечности ночью двадцать шестого дня, месяца Раджаб 1076 года

Теги : Архитектура Страны История

Также интересно

30, Апрель 2013
Сапфо. История древнегреческой...

29, Апрель 2013
Мария-Антуанетта. История коро...

28, Апрель 2013
Старые фото Иерусалима .

28, Апрель 2013
Гладиаторы. История бойцов-раб...

27, Апрель 2013
Храм Святого Семейства. Фото.

27, Апрель 2013
День Победы. История праздника...

Популярное

загрузка...

Реклама

Мудрость дня

  • В былом не знали мы добра, Не видим в предстоящем, А этот час — в руках у нас. Владей же настоящим!
  • Николай I предоставлял своим офицерам выбор между гауптвахтой и прослушиванием опер Глинки в качестве наказания.
  • В средние века студентам запрещалось носить ножи, шпаги и пистолеты и появляться на улице после 21 часа, ибо это представляло большую опасность для горожан.
  • Спагетти изобретены в 1819 году.

• Авторизация •