Категории

Онлайн пользователей - 0

05, Март 2012 13:14 | 6 фото | просмотров 34454

"Порочный" стиль - Барокко

Барокко ( с итал. barocco — «порочный», «распущенный», «склонный к излишествам»). Этот стиль характерный для европейской культуры XVII—XVIII веков, центром которой была Италия. Стиль барокко появился в XVI—XVII веках в итальянских городах: Риме, Мантуе, Венеции, Флоренции. Эпоху барокко принято считать началом триумфального шествия «западной цивилизации». Барокко противостояло классицизму и рационализму.
Архитектура барокко — это период в развитии архитектуры стран Европы и Америки. Период начался в конце XVI века и завершился в конце XVIII. Барокко, как стиль, охватило все виды искусства, но наиболее ярко отразилось в живописи, театре и архитектуре.

Истоки барокко
Барокко - это искусство, стиль европейского искусства и архитектуры XVII-XVIII веков. Поначалу термин "барокко" носил оскорбительный оттенок, подразумевая нелепицу, абсурд. В настоящее время он употребляется для определения стиля, господствовавшего в европейском искусстве между маньеризмом и рококо. От маньеризма Барокко искусство унаследовало динамичность и глубокую эмоциональность, а от Ренессанса - основательность и пышность: черты обоих стилей гармонично слились в одно единое целое.
Характерные черты Барокко - броская цветистость и динамичность - соответствовали самоуверенности и апломбу вновь обретшей силу римской католической церкви. За пределами Италии стиль Барокко пустил самые глубокие корни в католических странах, а в Британии его влияние было незначительным.
В итальянской архитектуре самым видным представителем Барокко искусства был Карло Мадерна, который порвал с маньеризмом и создал свой собственный стиль. Его главное творение - фасад римской церкви Санта-Сусанна. Основной фигурой в развитие барочной скульптуры был Лоренцо Бернини, чьи первые исполненные в новом стиле шедевры относятся приблизительно к 1620 г. Квинтэссенцией барокко, впечатляющим слиянием живописи, скульптуры и архитектуры считается капелла Коранаро в церкви Санта-Мария делла Виктория.
Самыми видными итальянскими современниками Бернини в этот период зрелого барокко были архитектор Борромини и художник, и архитектор Пьетро да Кортона. Несколько позднее творил Андреа дель Поццо. Расписанный им плафон в церкви Сант-Иньяцио в Риме является кульминацией тенденции барокко к помпезному великолепию. В ХVII веке Рим был столицей мира в области искусства, привлекал художников всей Европы, и Барокко искусство скоро распространилось за пределы "вечного города". В каждой стране Барокко питалось местными традициями. В одних странах оно становилось более экстравагантным, как, например, в Испании и Латинской Америке, где развился стиль архитектурного украшательства, названный чурригереско, а в других приглушалось в угоду более консервативным вкусам. Во Франции оно ярче всего выразило себя на службе монархии, а не церкви. Людовик XIV понимал важность искусства как средства прославления королевской власти. Его советником в этой области был Шарль Лебрен, который руководил художниками и декораторами, работавшими во дворце Людовика в Версале. Версаль с его грандиозным сочетанием пышной архитектуры, скульптуры, живописи, декоративного и ландшафтного искусства явил собой один из самых впечатляющих примеров слияния искусств.
В английской архитектуре влияние барокко было заметно лишь в начале XVIII века в творчестве Ванбру и Хоксмора. К этому стилю приближаются некоторые из более поздних работ Рена.
Корни барокко уходят в архитектуру эпохи Возрождения. Первый действительно большой и величественный ансамбль создал в Ватикане Браманте. Это двор Бельведер протяжением 300 метров, который был построен в едином стиле при сохранении различных функций зданий. Все формы архитектуры довольно спокойные и уравновешенные.
Идею Браманте по созданию ансамбля из нескольких зданий подхватил Виньола. Он не имел таких возможностей как Браманте в использовании многих стройматериалов и площадей. Поэтому его ансамбль виллы Джулия для папы римского Юлия III небольших размеров. На вилле присутствуют уже все черты барокко — единый ансамбль с павильонами, садом, фонтаном, ступеньками различных типов, связывающие террасы разного уровня. Вилла ещё сильно отделена от окружающей среды, замкнута на себя, как большинство зданий Возрождения, а её архитектура тоже уравновешена, как и большинство сооружений эпохи Возрождения.
Напряжённость, гигантские размеры и эмоциональную насыщенность архитектуре привьёт Микеланджело. Именно в произведениях Виньола и позднего Микеланджело исследователи видят истоки архитектуры барокко.

Архитектурный стиль барокко...
Термин барокко употребителен в искусствоведческих трудах для определения стиля, господствовавшего в европейском искусстве между маньеризмом и рококо. Барокко, тяготевшее к торжественному "большому стилю", в то же время отразило прогрессивные представления о сложности, многообразии, изменчивости мира.
Барокко свойственны контрастность, напряженность, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств и одновременно - тенденция к автономии отдельных жанров.
Архитектура барокко (Л. Бернини, Ф. Борромини в Италии, В. В. Растрелли в России): характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм, для скульптуры и живописи; (П. П. Рубенс, А. ван Дейк во Фландрии) - эффектные декоративные композиции, парадные портреты.
Архитектура барокко служила утверждению идей католицизма и абсолютизма, но в ней нашли отражение прогрессивные тенденции архитектуры, которые выявились в планировке городов, площадей, зданий, рассчитанных на массы народа.
Блестящим центром архитектуры барокко стал католический Рим. Истоки барокко были заложены в позднем творчестве Виньолы, Палладио и особенно Микеланджело.
Архитекторы барокко не вводят новые типы зданий, но находят для старых типов построек - церквей, палаццо, вилл - новые конструктивные, композиционные и декоративные приемы, которые в корне меняют форму и содержание архитектурного образа.
Архитекторы барокко стремятся к динамичному пространственному решению, к трактовке объемов живописными массами, применяют сложные планы с преобладанием криволинейных очертаний. Они разрушают тектоническую связь между интерьером и фасадом здания, повышая эстетическое и декоративное воздействие последнего.
Стиль барокко медленно вызревал в архитектуре и скульптуре «Высокого Возрождения». Поразительно, но самая великая эпоха в истории изобразительного искусства была коротка, всего каких-нибудь десять- пятнадцать лет. В 1519 г. уже не было в живых Леонардо да Винчи, в 1520 г. скончался Рафаэль. Кроме того, в этой эпохе разрушительно действовало несколько противоположных стилистических течений, все они были неустойчивы и «несоответствовали реальности».

Влияние барокко
Частные интерьеры барокко отличались необычайной торжественностью и пышностью. Это впечатление рождалось как только входящий попадал в вестибюль здания с парадной центральной лестницей, над которой, в вышине, ярким пятном сиял расписной плафон потолка. В особняках Англии напротив лестницы устраивался специальный балкон с балюстрадой, за которой мог располагаться оркестр.
Парадные залы находились на втором этаже, а по обеим сторонам от центра - остальные комнаты. Парадные помещения часто соединялись узкими галереями, украшенными колоннами, пилястрами, статуями или бюстами, живописью, зеркалами. Окна галерей как правило выходили в парк, а по противоположной стене развешивались зеркала. Таким образом создавался эффект углубления пространства, единения архитектуры и природы.
Тема раскрытия пространства интерьера вглубь была одной из центральных в барокко. Поэтому использование зеркал, роспись потолков бесконечными небесными далями и парящими в облаках фигурками - характерные для убранства интерьеров компоненты. Потолки оштукатуривались и покрывались подробными фресковыми композициями в окружении позолоченного резного или стуккового декора, а также живописи, имитирующей объёмные скульптурные формы. Возникало ощущение, что живопись не укладывается в поле плафона, выходит за его границы.
Стиль барокко оказал влияние на развитие паркового искусства. Не случайно великий английский учёный того времени Френсис Бэкон в своём знаменитом эссе "О садах" писал, что "сад - самое чистое из всех наслаждений" и что без него "здания и дворцы- всего лишь грубые творения рук".
В Европе получил распространение итальянский террасный сад с расположенными на разных уровнях каскадами воды, бассейнами, гротами, нимфеями, павильонами, фонтанами. Террасы соединялись земляными пандусами, каменными лестницами и подводили к расположенному на склоне дворцу. Декорированные скульптурами аллеи и выложенные гравием или ракушками прогулочные дорожки вели к строго продуманным смотровым площадкам или "зелёным кабинетам", гротам, павильонам, которые неожиданно возникали среди растений. Для того чтобы струящаяся вода вызывала тонкие слуховые ощущения, в фонтанах или в каскадах порой специально монтировались музыкальные устройства.


Архитектура барокко в Италии
Еще в период высокого Ренессанса в итальянской архитектуре начались увлечение декором, отход от конструктивной логики, стремление придать дворцам богатых заказчиков особую представительность.
Наиболее видными мастерами итальянского барокко являются архитекторы Бернини и Барромини, строившие в конце XVI в. и в первой половине XVII. Но существенные элементы этого декоративного стиля появились в итальянском зодчестве с середины XVI в. Много сделал для монументализации церквей и палаццов с применением ордеров Палладио, а в декорирование фасадов ввел новые элементы зодчий Виньола, достраивавший собор св. Петра после смерти Микеланджело.
Типичной для стиля итальянского барокко является церковь Джезу, построенная Виньолой в Риме в конце XVI в. Фасад этого сооружения перегружен декоративными деталями, не связанными с конструкцией здания и его функцией.
Интересный путь как архитектор барокко прошёл Ювара. Он начинал как сценограф и помощник в перестройке театральных зданий. Не все его проекты нашли своё воплощение. Если Доменико Фонтана или Франческо Каратти использовали тип удлинённого дворца-блока без игры объёмов, Ювара усиливает выразительность своих дворцов диагональными построениями, ризалитами, игрой различных объёмов. Декор становится всё более сдержанным, не избегает руста, пилястр и колонн привычных для классицизма. Но здания не становятся образцами классицизма, сохраняя величие, разнообразие и красоту именно барокко. Важным отличием архитектурного стиля Ювары стали чрезвычайно выразительные силуэты зданий. Известно участие мастеров Италии ещё в построении готических соборов Франции. В XVII веке архитекторы Италии развезли новые архитектурные идеи по всей Западной Европе.

Барокко Речи Посполитой
Первый в Речи Посполитой памятник с элементами предбарокко — Фарный костёл в Несвиже — был возведён в 1580-е годы итальянским мастером Джованни Бернардони. В подражание этой римской церкви было выстроено впоследствии бесчисленное множество костёлов. Во Львове приход барокко связан с возведением Сретенского костёла босых кармелиток по образу и подобию римской церкви Санта-Сусанна. На протяжении XVII века польские шляхтичи ценили вовсе не характерные для барокко грузные, упрощённые архитектурные формы, получившие название сарматского стиля. Это в известной степени сдерживало дальнейшее освоение архитектурного словаря барокко и его распространение в польско-литовских провинциях.
Эрудиция и таланты архитекторов дали возможность отойти от копирования итальянских образцов и создавать оригинальные сооружения. Наиболее крупные заказы — костелы, монастыри, часовни — поступали от католической церкви. В самом конце XVIII века под западноевропейским влиянием началось возведение масштабных дворцовых резиденций, таких, как Вилянувский дворец в Варшаве. Тогда же в барочном духе были перестроены многие храмы Кракова и Вильнюса, а в Гродно был выстроен богато украшенный скульптурой Ксавериевский костёл. К поздним памятникам светского барокко относятся дворец Браницких в Белостоке, дворец Сангушек в Изяславе, дворец греко-католических митрополитов в комплексе собора Св. Юра во Львове, загородная резиденция митрополитов в Оброшине.
В Виленской епархии в архитектуре костёлов ценились стройность силуэта, ажурность декора, порыв ввысь.
Архитектура Левобережной Украины, отделившейся от Речи Посполитой после восстания Хмельницкого, пошла своим путём. Местные зодчие творчески перерабатывали структуру православных храмов домонгольской эпохи в русле народного деревянного зодчества, обогащая её барочной декорировкой.

Барокко в России
В России развитие барокко, отразившего рост и укрепление дворянской абсолютной монархии, приходится на первую половину XVIII века. Стиль барокко в России обладал рядом национальных особенностей. Русское зрелое барокко отличалось от западного яркой выраженностью — итальянского, структурной ясностью и простотой плановых построений, тесной связью конструктивной основы и декорирующих её элементов. Другой отличительной особенностью русского барокко был его мажорный характер, использование ярких цветов в окраске, смелых колористических контрастов, включая золочение.
Исследователь древнерусского зодчества Николай Султанов ввёл термин «русское барокко», обозначив им допетровскую архитектуру Руси XVII века. В эволюции русского барокко выделяют стадии «московского барокко» конца XVII века, «петровское барокко» первой четверти XVIII в., «зрелое русское барокко» елизаветинского времени.
Русская архитектура барокко, достигшая величественного размаха в городских и усадебных ансамблях Петербурга, Петергофа, Царского Села и других, отличается торжественной ясностью и цельностью композиции зданий и архитектурных комплексов. Малоизвестную страницу в истории барокко составляет храмовое зодчество уральских заводов и Сибири, к нему бытуют такие термины: «уральское барокко» и «сибирское барокко».

 

"Порочный" стиль - Барокко <b>Неповторимая роскошь стиля барокко</b>
Неповторимая роскошь стиля барокко

"Порочный" стиль - Барокко <b>Собор святого Юрия во Львове. Стиль барокко</b>
Собор святого Юрия во Львове. Стиль барокко

"Порочный" стиль - Барокко <b>Купол церкви Джезу в Риме</b>
Купол церкви Джезу в Риме

"Порочный" стиль - Барокко <b>Российское барокко - Придворная церковь</b>
Российское барокко - Придворная церковь

"Порочный" стиль - Барокко <b>Италийское барокко - монастырь в Мельке</b>
Италийское барокко - монастырь в Мельке

"Порочный" стиль - Барокко <b>Величественный стиль - барокко</b>
Величественный стиль - барокко

Теги : История

Также интересно

30, Апрель 2013
Сапфо. История древнегреческой...

29, Апрель 2013
Мария-Антуанетта. История коро...

28, Апрель 2013
Старые фото Иерусалима .

28, Апрель 2013
Гладиаторы. История бойцов-раб...

27, Апрель 2013
День Победы. История праздника...

26, Апрель 2013
Павел Скоропадский. История ук...

Популярное

загрузка...

Реклама

Мудрость дня

  • Каждый человек творит время, в котором живет. - Вольтер
  • Днем рождается больше мальчиков, ночью - девочек.
  • Спагетти изобретены в 1819 году.
  • Когда мы разговариваем, то почти половина нашей беседы состоит из пауз.

• Авторизация •