Категории

Онлайн пользователей - 0

04, Июль 2011 13:42 | 16 фото | просмотров 8589

Кто «кошмарит» коллекционеров? Топ-5 главных антикварных скандалов ХХI века

Первое десятилетие ХХI века изменило рынок русского искусства до неузнаваемости. После дефолта 1998 года антиквары поняли, что хранить деньги в предметах искусства надежнее, чем в ценных бумагах. Русские коллекционеры кинулись собирать шедевры и стали серьезными игроками на мировом арт-рынке. Но антикварный рынок отравили подделки, а кризис 2008 года показал, что рынок раздут, как мыльный пузырь... Эти и другие процессы породили череду скандалов, связанных с мошенничеством, судами, огромными деньгами и политикой. О самых знаковых событиях, которые потрясли за 10 лет наш антикварный мир.

Кто «кошмарит» коллекционеров? Топ-5 главных антикварных скандалов ХХI века  <b>Рубенс. «Тарквиний и Лукреция». </b>

№1 «Дело Рубенса»: скандал на 100 миллионов

Прекрасную римлянку Лукрецию изнасиловал сын царя Рима Тарквиний — таков сюжет картины Рубенса «Тарквиний и Лукреция». По преданию, это и привело к бунту, который закончился свержением царской власти и установлением республики. В начале ХVII века полотно стало одним из первых крупных заказов для молодого фламандца Питера Пауля Рубенса. А в ХХI веке — причиной, пожалуй, самого громкого реституционного скандала в русско-немецких отношениях. Конфликт за полотно стоимостью в 100 миллионов долларов — именно в такую сумму его оценила Германия — окрестили «Делом Рубенса».
В конце Второй мировой войны советский офицер вывез картину в СССР. Где он ее взял? По одним данным, в замке Сан-Суси, для которого в 1769 года полотно купил прусский монарх Фридрих Великий и где оно хранилось века. По другим — офицер вынес ее из дома Геббельса. Так или иначе, «Тарквиний и Лукреция» оказывается в руках наших соотечественников, которые и не подозревают, что они обладатели шедевра.
Проходят годы, и в 1999 году они продают картину всего лишь за $800 анонимному коллекционеру. Не единожды сменив владельцев, в 2003 году картина попадает в руки 37-летнего предпринимателя Владимира Логвиненко. Он покупает полотно за $3,5 миллиона. Для Рубенса эта сумма — не деньги. К слову, в 2002 году его «Избиение младенцев» ушло за $76,7 млн. Скоро Логвиненко убеждается в том, что владеет картиной Рубенса. Это подтверждают немецкие эксперты. Логвиненко предлагает Потсдамскому музею выкупить «Тарквиния и Лукрецию» за $60 млн.
Рубенс. «Тарквиний и Лукреция».

№1 «Дело Рубенса»: скандал на 100 миллионов

Прекрасную римлянку Лукрецию изнасиловал сын царя Рима Тарквиний — таков сюжет картины Рубенса «Тарквиний и Лукреция». По преданию, это и привело к бунту, который закончился свержением царской власти и установлением республики. В начале ХVII века полотно стало одним из первых крупных заказов для молодого фламандца Питера Пауля Рубенса. А в ХХI веке — причиной, пожалуй, самого громкого реституционного скандала в русско-немецких отношениях. Конфликт за полотно стоимостью в 100 миллионов долларов — именно в такую сумму его оценила Германия — окрестили «Делом Рубенса».
В конце Второй мировой войны советский офицер вывез картину в СССР. Где он ее взял? По одним данным, в замке Сан-Суси, для которого в 1769 года полотно купил прусский монарх Фридрих Великий и где оно хранилось века. По другим — офицер вынес ее из дома Геббельса. Так или иначе, «Тарквиний и Лукреция» оказывается в руках наших соотечественников, которые и не подозревают, что они обладатели шедевра.
Проходят годы, и в 1999 году они продают картину всего лишь за $800 анонимному коллекционеру. Не единожды сменив владельцев, в 2003 году картина попадает в руки 37-летнего предпринимателя Владимира Логвиненко. Он покупает полотно за $3,5 миллиона. Для Рубенса эта сумма — не деньги. К слову, в 2002 году его «Избиение младенцев» ушло за $76,7 млн. Скоро Логвиненко убеждается в том, что владеет картиной Рубенса. Это подтверждают немецкие эксперты. Логвиненко предлагает Потсдамскому музею выкупить «Тарквиния и Лукрецию» за $60 млн.

Кто «кошмарит» коллекционеров? Топ-5 главных антикварных скандалов ХХI века  <b>"Транквиний и Лукреция" до реставрации</b>

В ответ немцы заводят на предпринимателя уголовное дело «Приобретение и сбыт имущества, добытого заведомо преступным путем». Однако по российским законам, так как Логвиненко не знал о происхождении вещи, он считается «добросовестным приобретателем», а значит, должен получить компенсацию от Потсдамского музея. «20—25% от стоимости картины, чтобы окупить расходы», — объясняет нынешний глава Росохранкультуры Виктор Петраков.
"Транквиний и Лукреция" до реставрации

В ответ немцы заводят на предпринимателя уголовное дело «Приобретение и сбыт имущества, добытого заведомо преступным путем». Однако по российским законам, так как Логвиненко не знал о происхождении вещи, он считается «добросовестным приобретателем», а значит, должен получить компенсацию от Потсдамского музея. «20—25% от стоимости картины, чтобы окупить расходы», — объясняет нынешний глава Росохранкультуры Виктор Петраков.

Кто «кошмарит» коллекционеров? Топ-5 главных антикварных скандалов ХХI века  <b>Владимир Логвиненко - герой арт-скандала</b>

«Немцы сами оценили вещь почти в 100 миллионов. Но не заплатили, да и, думаю, не собирались». Скандал накаляется и достигает верхов власти. После встречи президента Владимира Путина и канцлера Герхарда Шредера немцы прекращают попытки заполучить Рубенса. Тем временем Логвиненко реставрирует Рубенса — в 2004 году специалисты Эрмитажа заканчивают работу над картиной, начатую реставраторами еще в Москве.
Теперь «Тарквиний и Лукреция» — как новенькая, словно вчера из мастерской художника. Картина выставляется в Эрмитаже, затем в 2006 году — в Пушкинском музее и возвращается вновь в Эрмитаж. А Логвиненко не теряет надежды продать шедевр. Все-таки он уже вложил немалые деньги. Предприниматель убеждает бывшего первого вице-президента компании «Роснефть» Анатолия Локтионова помочь продать картину.
Нужны деньги на экспертизы, хранение, страховку… Локтионов соглашается и подписывает документ, согласно которому должен перечислить в специально созданный под это дело фонд 10 млн. евро. Бизнесмен переводит для начала только 5 миллионов, в ответ — неисполнение обязательств со стороны Логвиненко. Он не может продать картину в России, а за рубеж вывозить ее опасно — на шедевр могут наложить арест. Тогда Логвиненко предлагает заменить Рубенса на Тициана, на картину «Венера и Адонис», но и эту работу он продать не может...
Владимир Логвиненко - герой арт-скандала

«Немцы сами оценили вещь почти в 100 миллионов. Но не заплатили, да и, думаю, не собирались». Скандал накаляется и достигает верхов власти. После встречи президента Владимира Путина и канцлера Герхарда Шредера немцы прекращают попытки заполучить Рубенса. Тем временем Логвиненко реставрирует Рубенса — в 2004 году специалисты Эрмитажа заканчивают работу над картиной, начатую реставраторами еще в Москве.
Теперь «Тарквиний и Лукреция» — как новенькая, словно вчера из мастерской художника. Картина выставляется в Эрмитаже, затем в 2006 году — в Пушкинском музее и возвращается вновь в Эрмитаж. А Логвиненко не теряет надежды продать шедевр. Все-таки он уже вложил немалые деньги. Предприниматель убеждает бывшего первого вице-президента компании «Роснефть» Анатолия Локтионова помочь продать картину.
Нужны деньги на экспертизы, хранение, страховку… Локтионов соглашается и подписывает документ, согласно которому должен перечислить в специально созданный под это дело фонд 10 млн. евро. Бизнесмен переводит для начала только 5 миллионов, в ответ — неисполнение обязательств со стороны Логвиненко. Он не может продать картину в России, а за рубеж вывозить ее опасно — на шедевр могут наложить арест. Тогда Логвиненко предлагает заменить Рубенса на Тициана, на картину «Венера и Адонис», но и эту работу он продать не может...

Кто «кошмарит» коллекционеров? Топ-5 главных антикварных скандалов ХХI века  №2 Внимание, подделки атакуют!

«70% произведений искусства на рынке — подделка», — уверен издатель Владимир Рощин. Он не понаслышке знаком с ситуацией, так как сам коллекционер, к тому же активный участник работы Росохранкультуры над каталогами подделок, которые ведомство начало выпускать в 2007 году. Может быть, Рощин не так далек от истины, но до выхода каталогов подделок, которые официально осторожно называются «Внимание: возможно, подделка», на отечественном арт-рынке ситуация казалась почти безоблачной.
№2 Внимание, подделки атакуют!

«70% произведений искусства на рынке — подделка», — уверен издатель Владимир Рощин. Он не понаслышке знаком с ситуацией, так как сам коллекционер, к тому же активный участник работы Росохранкультуры над каталогами подделок, которые ведомство начало выпускать в 2007 году. Может быть, Рощин не так далек от истины, но до выхода каталогов подделок, которые официально осторожно называются «Внимание: возможно, подделка», на отечественном арт-рынке ситуация казалась почти безоблачной.

Кто «кошмарит» коллекционеров? Топ-5 главных антикварных скандалов ХХI века  <b>Шишкин. "Пейзаж с ручьем"</b>
Шишкин. "Пейзаж с ручьем"

Кто «кошмарит» коллекционеров? Топ-5 главных антикварных скандалов ХХI века  В 2007 году Росохранкульутра выпускает первые два тома каталога «Внимание: возможно, подделка!». В первой части каталога — 280 сомнительных работ, во второй — 150. Антиквары, дилеры и эксперты в возмущении, мол, зачем подрывать репутацию? Они пишут гневное открытое письмо. И все же Росохранкульутра продолжает раскрывать секреты фальшаков.
Сейчас выпущено уже шесть каталогов подделок (на подходе седьмой) и пять каталогов «Внимание, розыск». Благодаря последним в музейные фонды вернулись десятки произведений на сумму в 200 миллионов рублей. А в каталогах подделок многие коллекционеры обнаружили фальшивки из своих собраний и вернули (или попытались) деньги. С другой стороны, публикация «черных книжек» (так их называют из-за обложки) подорвала репутацию экспертов, дилеров и антикваров, вскрыв катастрофическую ситуацию на арт-рынке. «Производство подделок поставили на поток, — уверен и.о. руководителя Росохранкультуры Виктор Петраков. — Наверняка этим занимались транснациональные преступные группы. Но после выхода каталогов ситуация стала лучше».
В 2007 году Росохранкульутра выпускает первые два тома каталога «Внимание: возможно, подделка!». В первой части каталога — 280 сомнительных работ, во второй — 150. Антиквары, дилеры и эксперты в возмущении, мол, зачем подрывать репутацию? Они пишут гневное открытое письмо. И все же Росохранкульутра продолжает раскрывать секреты фальшаков.
Сейчас выпущено уже шесть каталогов подделок (на подходе седьмой) и пять каталогов «Внимание, розыск». Благодаря последним в музейные фонды вернулись десятки произведений на сумму в 200 миллионов рублей. А в каталогах подделок многие коллекционеры обнаружили фальшивки из своих собраний и вернули (или попытались) деньги. С другой стороны, публикация «черных книжек» (так их называют из-за обложки) подорвала репутацию экспертов, дилеров и антикваров, вскрыв катастрофическую ситуацию на арт-рынке. «Производство подделок поставили на поток, — уверен и.о. руководителя Росохранкультуры Виктор Петраков. — Наверняка этим занимались транснациональные преступные группы. Но после выхода каталогов ситуация стала лучше».

Кто «кошмарит» коллекционеров? Топ-5 главных антикварных скандалов ХХI века  <b>А. Орловских. "Бега на Неве" (акварель)</b>
А. Орловских. "Бега на Неве" (акварель)

Кто «кошмарит» коллекционеров? Топ-5 главных антикварных скандалов ХХI века  <b>А.Орловских. "Резня в Праге"</b>
А.Орловских. "Резня в Праге"

Кто «кошмарит» коллекционеров? Топ-5 главных антикварных скандалов ХХI века  <b>Борис Кустодиев. «Одалиска», или «Обнаженная в интерьере»</b>

№3 Вексельберг против Christie`s

Жертвой мошенников стал и «титановый король России» Виктор Вексельберг. Заядлый коллекционер, один из главных российских игроков на арт-рынке, купивший у медиамагната Форбса 15 яиц Фаберже за 100 миллионов долларов, обнаружил в каталоге подделок картину из своей коллекции.
Хроника событий. В ноябре 2005 года Вексельберг (вернее, его фонд «Aurora») покупает на аукционе Christie’s картину Бориса Кустодиева «Одалиска» (она же — «Обнаженная в интерьере»). Итоговая цена в десять раз превышает эстимейт — это $2,7 млн. Через год выясняется, что самая дорогая русская картина — подделка. Вердикт эксперта Владимира Петрова, специалиста из Третьяковки, Русского музея и Центра им. Грабаря подтверждает и Петр Авен, владелец двух десятков работ Кустодиева. В 2009 году картина отправляется в Лондон, где эксперты Christie’s признают ее подлинником.
Борис Кустодиев. «Одалиска», или «Обнаженная в интерьере»

№3 Вексельберг против Christie`s

Жертвой мошенников стал и «титановый король России» Виктор Вексельберг. Заядлый коллекционер, один из главных российских игроков на арт-рынке, купивший у медиамагната Форбса 15 яиц Фаберже за 100 миллионов долларов, обнаружил в каталоге подделок картину из своей коллекции.
Хроника событий. В ноябре 2005 года Вексельберг (вернее, его фонд «Aurora») покупает на аукционе Christie’s картину Бориса Кустодиева «Одалиска» (она же — «Обнаженная в интерьере»). Итоговая цена в десять раз превышает эстимейт — это $2,7 млн. Через год выясняется, что самая дорогая русская картина — подделка. Вердикт эксперта Владимира Петрова, специалиста из Третьяковки, Русского музея и Центра им. Грабаря подтверждает и Петр Авен, владелец двух десятков работ Кустодиева. В 2009 году картина отправляется в Лондон, где эксперты Christie’s признают ее подлинником.

Кто «кошмарит» коллекционеров? Топ-5 главных антикварных скандалов ХХI века  <b>Борис Кустодиев. "Гроза"</b>
Борис Кустодиев. "Гроза"

Кто «кошмарит» коллекционеров? Топ-5 главных антикварных скандалов ХХI века  №4 Ошибки экспертов Третьяковки

Совсем печальной стала ситуация на антикварном рынке, когда выяснилось, что эксперты одного из самых крупных музеев страны выдавали подделки за подлинники. Речь о пяти экспертах Третьяковской галереи.
№4 Ошибки экспертов Третьяковки

Совсем печальной стала ситуация на антикварном рынке, когда выяснилось, что эксперты одного из самых крупных музеев страны выдавали подделки за подлинники. Речь о пяти экспертах Третьяковской галереи.

Кто «кошмарит» коллекционеров? Топ-5 главных антикварных скандалов ХХI века  Хроника событий. Владимир Петров насчитал больше 200 (!) неверных экспертных заключений, которые выдали специалисты Третьяковки, и публикует их в «черной книжке» фальшивок. В 2008 году во время проверки выясняется, что действительно 215 работ, опубликованных в каталоге, получили заключение подлинности в ГТГ.
Хроника событий. Владимир Петров насчитал больше 200 (!) неверных экспертных заключений, которые выдали специалисты Третьяковки, и публикует их в «черной книжке» фальшивок. В 2008 году во время проверки выясняется, что действительно 215 работ, опубликованных в каталоге, получили заключение подлинности в ГТГ.

Кто «кошмарит» коллекционеров? Топ-5 главных антикварных скандалов ХХI века  Но сотрудники музея признаются только в 94-х. «Каждый может ошибиться», — отбивается от нападок замдиректора Лидия Иовлева, контролировавшая внутреннее расследование. В Москве остается одно надежное место, где можно сделать экспертизу, — Центр им. Грабаря.
Но сотрудники музея признаются только в 94-х. «Каждый может ошибиться», — отбивается от нападок замдиректора Лидия Иовлева, контролировавшая внутреннее расследование. В Москве остается одно надежное место, где можно сделать экспертизу, — Центр им. Грабаря.

Кто «кошмарит» коллекционеров? Топ-5 главных антикварных скандалов ХХI века  Подвижки к созданию независимого экспертного сообщества все же есть — Росохранкультура проводит аттестацию специалистов и Ассоциация антикваров. А недавно Владимир Рощин выпустил справочник экспертов, которым, по его мнению, можно верить. Но пока серьезных плодов все это не принесло.
Подвижки к созданию независимого экспертного сообщества все же есть — Росохранкультура проводит аттестацию специалистов и Ассоциация антикваров. А недавно Владимир Рощин выпустил справочник экспертов, которым, по его мнению, можно верить. Но пока серьезных плодов все это не принесло.

Кто «кошмарит» коллекционеров? Топ-5 главных антикварных скандалов ХХI века  №5 Честь Центра Грабаря в пепле

Летом 2010 года загорелся Центр Грабаря — вспыхнул как спичка, и даже тонны вылитой с вертолетов на здание воды не смогли быстро утихомирить пламя. Шум вокруг пожара повлек за собой и подозрения, аналогичные тем, что предъявили экспертам Третьяковки.
15 июня 2010 года на улице Радио — дым, огонь, пожарная пена... Через несколько часов пожар все же удается потушить. Ценой жизни двух пожарных. К счастью, потерь почти нет: пламя уничтожило две ценности. Но несколько десятков предметов нужно реставрировать — на это уйдут годы. Директора Центра Алексея Владимирова увольняют, но он успевает получить от правительства Москвы временное помещение для Центра.
№5 Честь Центра Грабаря в пепле

Летом 2010 года загорелся Центр Грабаря — вспыхнул как спичка, и даже тонны вылитой с вертолетов на здание воды не смогли быстро утихомирить пламя. Шум вокруг пожара повлек за собой и подозрения, аналогичные тем, что предъявили экспертам Третьяковки.
15 июня 2010 года на улице Радио — дым, огонь, пожарная пена... Через несколько часов пожар все же удается потушить. Ценой жизни двух пожарных. К счастью, потерь почти нет: пламя уничтожило две ценности. Но несколько десятков предметов нужно реставрировать — на это уйдут годы. Директора Центра Алексея Владимирова увольняют, но он успевает получить от правительства Москвы временное помещение для Центра.

Кто «кошмарит» коллекционеров? Топ-5 главных антикварных скандалов ХХI века  Вместе с тем в Минкульт приходит письмо с информацией, что сотрудники Центра якобы давно промышляют «левыми» экспертными заключениями. Центр лишают права выдавать коммерческие экспертные заключения.
Для антикварного рынка пожар в Центре Грабаря — очередной удар. Где теперь делать экспертизы коллекционерам? Надежнее всего в Петербурге — в Эрмитаже или Русском музее. В Москве мест, где можно получить заключение, хватает, но их заключения не столь весомы для серьезных сделок.
Вместе с тем в Минкульт приходит письмо с информацией, что сотрудники Центра якобы давно промышляют «левыми» экспертными заключениями. Центр лишают права выдавать коммерческие экспертные заключения.
Для антикварного рынка пожар в Центре Грабаря — очередной удар. Где теперь делать экспертизы коллекционерам? Надежнее всего в Петербурге — в Эрмитаже или Русском музее. В Москве мест, где можно получить заключение, хватает, но их заключения не столь весомы для серьезных сделок.

Источник - http://cripo.com.ua

Теги : Преступления Рынок Искусство Художники Аукционы

Также интересно

10, Март 2017
Второй слёт коллекционеров мос...

09, Декабрь 2015
Антикварная ярмарка на Данилов...

08, Февраль 2013
Манипуляции с фото до появлени...

25, Январь 2013
Эбру. История искусства живопи...

05, Январь 2013
Картины-убийцы.

23, Декабрь 2012
Зодиак. История серийного убий...

Популярное

загрузка...

Реклама

Мудрость дня

  • Веди себя как счастливый человек, и станешь счастливым.
  • Всего в древнем Египте сменилось триста тридцать фараонов. Последнего из них звали Амасис.
  • На Руси стрекозами называли кузнечиков.
  • Среднее время, необходимое человеку, чтобы заснуть - 7 минут.

• Авторизация •