Категории

Онлайн пользователей - 0

22, Апрель 2013 10:22 | 15 фото | просмотров 15723

История Пасхи

Пасха, также — Воскресение Христово — древнейший христианский праздник; главный праздник богослужебного года. Установлен в честь воскресения Иисуса Христа. В настоящее время его дата в каждый конкретный год исчисляется по лунно-солнечному календарю, что делает Пасху переходящим праздником.
История Пасхи
Древнее время. Песах у евреев празднуется в честь Исхода из Египта. В память об этих событиях в Иерусалиме предписывалось совершить ритуальное заклание однолетнего ягненка мужского пола, без порока, которого следовало испечь на огне и съесть полностью, не преломив костей, с опресноками (мацой) и горькими травами в семейном кругу в течение пасхальной ночи. После разрушения Храма в Иерусалиме ритуальное заклание стало невозможным, поэтому иудеи в Песах едят только опресноки.
Раннее христианство. После Пятидесятницы христиане начали совершать первые литургии, по форме схожие с иудейской Пасхой, а также установленное Христом Таинство Евхаристии. Литургии совершались как Тайная Вечеря — Пасха страданий, связанная с Крестной смертью и воскресением Христа. Таким образом, Пасха стала первым и главным христианским праздником, обуславливающим как богослужебный устав Церкви, так и вероучительную сторону христианства. Первоначально смерть и воскресение Христа отмечались еженедельно: пятница была днем поста и скорби в воспоминание страданий Христа, а воскресенье — днем радости. Эти празднования становились более торжественными в период еврейской Пасхи — годовщины смерти Христа. Епифаний Кипрский полагал, что Пасха особым образом праздновалась у коринфян, так как апостол Павел писал им: «Пасха наша, Христос, заклан за нас. Посему станем праздновать не со старою закваскою…». В малоазийских церквях, особенно евреями-христианами, в I век н. э. праздник ежегодно отмечался вместе с иудейской Пасхой — 14 нисана, так как и иудеи и христиане ожидали в этот день пришествие Мессии. Некоторые церкви переносили празднование на первое воскресенье после иудейской Пасхи, потому как Иисус Христос был казнён в день Пасхи и воскрес по Евангелиям в день после субботы.
В II веке праздник принимает характер ежегодного во всех Церквях. В сочинениях ранних христианских писателей — в послании св. Иринея Лионского епископу Римскому Виктору, «Слове о Пасхе» Мелитона Сардийского, в творениях Аполлинария Иерапольского, Климента Александрийского, св. Ипполита Римского есть сведения и о праздновании ежегодного дня крестной смерти и Воскресения Христова. Из их сочинений видно, что первоначально особым постом отмечались страдания и смерть Христа как «Пасха крестная», она совпадала с еврейской Пасхой, пост продолжался до воскресной ночи. После нее отмечалось собственно Воскресение Христово как Пасха радости или «Пасха воскресная». В современном богослужебном Уставе сохранились следы этих древних праздников. Особенно это заметно в праздничных элементах служб Великих Четверга, Пятницы и Субботы и в структуре ночной службы в Неделю Пасхи, состоящей из минорной пасхальной полунощницы с каноном Великой Субботы, и из торжественно-радостной пасхальной утрени. Также на Уставе отразилась и древняя традиция празднования воскресной Пасхи вплоть до Вознесения.
В скором времени стало заметным различие традиций Поместных Церквей. Возник т. н. «пасхальный спор» между Римом и церквями Малой Азии. Христиане Малой Азии, названные четыренадесятниками или квартодециманами, строго держались обычая празднования Пасхи 14 нисана, опираясь на авторитет ап. Иоанна Богослова. У них же именование еврейской Пасхи перешло на название христианской и впоследствии распространилось. Тогда как на Западе, не испытывавшем влияния иудеохристианства, сложилась практика празднования Пасхи в первый воскресный день после еврейской Пасхи, при этом вычисляя последнюю как полнолуние после дня равноденствия. В 155 году Поликарп, епископ Смирны, едет к римскому епископу Аниките, чтобы договориться о совместном праздновании Пасхи, но соглашения достигнуто не было. Римский епископ Виктор на соборах в Палестине, Понте, Галлии, Александрии, Коринфе, настаивал, чтобы малоазийские христиане отказались от своего обычая, и требовал от других церквей прервать общение с ними. Св. Ириней Лионский, как и прежде, смягчает отношения между Востоком и Западом, убеждая всех, что не следует ради разницы в обычаях нарушать братское единство.
Многие общины ориентировались на принятые у иудеев расчеты пасхального месяца. К этому времени твердая связь между равноденствием и месяцем нисаном не соблюдалась, и в некоторые годы это приводило к празднованию Пасхи до дня весеннего равноденствия. Эта практика не принималась другими общинами. Вопрос единого дня празднования Пасхи для всей христианской ойкумены был поставлен императором Константином Великим на созванном в 325 году соборе епископов в Никее, впоследствии названным Первым Вселенским. На соборе было принято решение согласовывать день празднования Пасхи между общинами, и осуждена практика ориентации на еврейскую дату, выпадавшую до равноденствия.
Как сообщает историк епископ и участник собора Евсевий Кесарийский в книге «О жизни блаженного василевса Константина» на Первом Вселенском все епископы не только приняли Символ веры, но и подписались, чтобы праздновать Пасху всем в одно и тоже время. Для согласного исповедания Веры спасительное празднование Пасхи надлежало совершать всем в одно и то же время. Поэтому сделано было общее постановление и утверждено подписью каждого из присутствовавших. Окончив эти дела, Василевс (Константин Великий) сказал, что он одержал теперь вторую победу над врагом Церкви, и потому совершил победное посвященное празднество Богу. Исходное определение Первого Вселенского собора относительно Пасхи, о том что посты и праздники должны быть одновременно у всех в Церкви, стало основанием для церковного устава.
Чтобы не иметь ничего общего с «Богоубийцами и Отцеубийцами» (иудеями), для этой цели было решено на Первом Вселенском соборе праздновать христианскую Пасху так, как ее праздновали в то время в большинстве церквей: «в Риме и Африке, во всей Италии, Египте, Испании, Галлии, Британии, Ливии, в целой Элладе, в эпархии азийской, понтийской и киликийской», а именно — строго после иудейской Пасхи — 14 нисана (полнолуние) и всегда в воскресенье. Днем Пасхи было выбрано ближайшее воскресение после первого весеннего полнолуния.
Александрийский епископ должен был вычислять этот день и заранее сообщать его в Рим, чтобы обеспечить единый день празднования. Однако через какое-то время такое сообщение прекратилось. Восток и Рим начали праздновать Пасху каждый по своим вычислениям, часто в разные дни. В Александрии были созданы пасхальные таблицы — пасхальный календарь, позволяющие определить дату Пасхи на длительный период. В их основу был положен 19-летний лунно-солнечный цикл, а за дату весеннего равноденствия принято 21 марта. В VI—VIII веках эта Пасхалия была принята западной церковью. Свидетельства IV века говорят, что крестная Пасха и воскресная в то время уже были соединены как на Западе, так и на Востоке. Празднование крестной Пасхи предшествовало празднованию Пасхи воскресной, каждая длилась седмицу до и после пасхального воскресенья. Только в V веке название Пасха стало общепринятым для обозначения собственно праздника Воскресения Христова. Впоследствии день Пасхи стал выделяться в богослужебном плане все отчетливее, за что получил название «царя дней», «праздников праздника».
Средние века и Новое время. В VI веке Римская церковь приняла восточную пасхалию. Но в течение почти 500 лет после Никейского собора Пасха праздновалась по разным пасхалиям. Александрийская Пасхалия использовалась во всем христианском мире до конца XVI века, более 800 лет. Восточная или Александрийская Пасхалия построена на четырёх ограничениях, изложенных Матфеем Властарем:
«Четыре ограничения положены для нашей Пасхи, которые требуются необходимо. Два из них узаконяет Апостольское правило (7-е) и два получили начало из ненаписанного предания. Первое — мы должны совершать Пасху после весеннего равноденствия; второе — совершать не в один день с иудеями; третье — не просто после равноденствия, но после первого полнолуния, имеющего быть после равноденствия; четвертое — и после полнолуния не иначе, как в первый день седмицы по иудейскому счету. Поэтому, чтобы сии четыре ограничения соблюдались равно мудрыми и простыми, и чтобы христиане по всей вселенной праздновали Пасху в одно время, не имея притом нигде надобности в особых астрономических вычислениях, -отцы составили канон и предали Церкви, без нарушения сказанных ограничений
В 1582 году в Римско-католической Церкви папа Григорий XIII ввел новую Пасхалию, названную григорианской. Вследствие изменения Пасхалии изменился и весь календарь. В этом же году папа Римский Григорий направил послов к патриарху Иеремии с предложением принятия нового григорианского календаря и новой григорианской пасхалии. В 1583 году патриарх Иеремия созвал большой поместный собор, пригласив восточных патриархов, на котором предали анафеме не только принимающих григорианскую пасхалию, но и григорианский календарь, в частности в правиле Великого Константинопольского собора 1583 года сказано: "Кто не следует обычаям Церкви и тому, как приказали семь святых Вселенских соборов о святой Пасхе и месяцеслове и добре законоположили нам следовать а желает следовать григорианской пасхалии и месяцеслову, тот с безбожными астрономами противодействует всем определениям св. соборов и хочет их изменить и ослабить — да будет анафема." В результате реформы пасхалии католическая Пасха часто празднуется раньше иудейской или в один день и опережает православную Пасху в некоторые годы более чем на месяц.
Современность. В 1923 году Константинопольский патриарх Мелетий IV провел т. н. «Всеправославный конгресс» с участием представителей Элладской, Румынской и Сербской православных церквей, на котором был принят новоюлианский календарь, ещё более точный, чем григорианский и совпадающий с ним до 2800 года. Восточные церкви осудили это решение, а Александрийская провела Поместный Собор, постановив, что в введении нового календаря нет никакой необходимости. В Русской и Сербской церквах после попытки перемены календаря оставили прежний из-за возможной смуты в народе. В марте 1924 года на новый стиль перешли Константинопольская и Элладская церкви. Румынская церковь приняла «новоюлианский» календарь 1 октября 1924 года.
Возмущения духовенства и народа нововведениями Мелетия вынудили его подать в отставку 20 сентября 1923 года. 20 мая 1926 года Мелетий становится Папой и патриархом Александрийской церкви, где, вопреки прежде принятому соборному решению, вводит новый календарь. В греческих церквах произошел масштабный церковный раскол, не уврачеванный по сей день. Образовалось несколько самостоятельных старокалендарных греческих Синодов.
На Московском Совещании 1948 года было решено, что Пасха и все переходящие праздники празднуются всеми Православными церквами по Александрийской Пасхалии и юлианскому календарю, а непереходящие праздники по тому, на котором живёт данная Церковь. В том же году на новоюлианский календарь перешла Антиохийская православная церковь. Сегодня юлианским календарём всецело пользуются только Русская, Иерусалимская, Грузинская и Сербская православные церкви, а также Афон. Финляндская православная церковь полностью перешла на григорианский календарь. Остальные Церкви празднуют Пасху и другие переходящие праздники по старому стилю, а Рождество и другие непереходящие праздники — по новому стилю. В Великобритании Пасхальный Акт 1928 года устанавливал дату Пасхи на первое воскресенье после второй субботы апреля; данное постановление не вступило в силу. В 1997 году на саммите в Алеппо (Сирия) Всемирный совет церквей предложил зафиксировать день Пасхи в солнечном календаре либо утвердить единообразную Пасхалию для всего христианского мира, исходя из астрономических требований. Реформа была назначена на 2001 год, но не была принята всеми членами Совета.
Традиции Пасхи

Начиная с Чистого Четверга, христиане готовятся к праздничному столу, красят и расписывают яйца. По древней традиции «крашенки», появление которых, по преданию, связано с Марией Магдаленой, укладывают на свежую проросшую зелень овса, пшеницы, а иногда на нежно-зеленые крошечные листочки кресс-салата, которые специально заранее проращивались для праздника и, как и столетия назад, дарят друг другу со словами: «Христос воскресе! - Воистину воскресе!».
Праздник Пасхи начинается в полночь между Великой Субботой и Воскресеньем после торжественной заутренней службы и Пасхальной литургии. Служба идет около двух часов и заканчивается после трех часов утра. Торжественный момент наступает тогда, когда священник говорит «Христос воскресе», а все присутствующие отвечают «Воистину воскресе». Всю святую неделю, а праздник Пасха празднуется семь дней, в храмах Царские и боковые врата, врата в алтаре не закрываются круглые сутки. Это единственное время, когда верующие могут видеть, что происходит в алтаре. Открытые врата призывают верующих открыть свои сердца для бога, для милосердных дел и для наших ближних.
Верующие приносят в храм куличи, пасхи, крашеные яйца, для того, чтобы священник освятил их после службы. Это особый Пасхальный обряд благословения Артоса, красных яиц и куличей. Артос в переводе с греческого просто «хлеб». У нас это просфора с изображенным на ней крестом. Артос освящается и размещается перед образом Господа у Царских врат или в алтаре, где и находиться всю светлую неделю. Когда происходит церковный ход, то и Артос обносят вокруг храма и возвращают на прежнее место. В субботу святой недели Артос разрезают на части и раздают верующим.
Освященное яйцо за пасхальным столом, традиционно, едят первым, но роль его этим не исчерпывается. Яйца дают родным, соседям, пришедшим поздравить, берут с собой, когда идут в гости, раздают нищим, оставляют в церкви. Пасхальному яйцу приписываются также и магические свойства. Некогда считалось, что оно может потушить пожар, если его кинуть в огонь, потому-то такие яйца даже хранили за иконой на случай пожара (и прежде чем бросить его в огонь, трижды обегали с ним вокруг дома). Пасхальным священным яйцом гладили скотину по хребту, чтобы она не болела и шерсть у нее была гладкая; делали это перед первым выгоном скота на пастбище. Чудодейственную силу приписывали и скорлупе освященного яйца, а также крошкам от разговенья. Их собирали, смешивали с «четверговой» солью и клали вместе с зерном для посева. Кстати, «четверговая» соль, которую готовили в тот же день, когда красили яйца, т. е. в Чистый четверг, использовалась для посола кушаний, готовящихся к Пасхе и на Пасху.
Пасхальный стол всегда отличается от обычного праздничного особенным великолепием и вкусом. С Четверга пекут куличи, блины и разные мелкие изделия из лучшей пшеничной муки с изображением крестиков, барашков, петушков, курочек, голубков, жаворонков, а также медовые пряники. В древности в этот день еще варили овсяный кисель – для «ублажения» мороза. Кое-где его хранили до воскресенья, а на Пасху ели даже раньше кулича.
В старину у зажиточных хозяев подавали 48 различных блюд по числу дней истекшего поста, куличи и пасхи украшали самодельными цветами. Изготовление цветов для праздника, как и расписывание яиц, некогда было увлекательнейшим занятием. Дети и взрослые вырезали цветы из яркой цветной бумаги, украшали ими стол, иконы и дома, в которых зажигались все свечи, лампады, люстры и светильники.
Помимо традиционного символа окончания поста, обрядовые пасхальные блюда связаны с ритуальной символикой урожая. К примеру, остатки освященных в Церкви яиц, пирогов и мясных блюд (кости) закапывали в поле, а одно пасхальное яйцо обязательно сохраняли до начала сева и брали его с собой, идя первый раз сеять, чтобы урожая был богатым. Весь период до Вознесения (40 дней после Пасхи) считается Пасхальным; православные в это время приветствуют друг друга словами:- «Христос Воскресе!» и ответом:- «Воистину Воскресе!», и при этом трижды целуются. Сама процедура целования и фразы, произносимые, при ней пришли к нам из древней Греции от святых апостолов и их учеников. После того, как Христос воскрес, апостолы, встречаясь, громко делились своей радостью, говоря:- «Христос Воскресе!», а затем крепко обнимали и целовали друг друга. Эти объятия и лобызания говорят о том, что мы находимся в мире с людьми и богом.
Во время Пасхи проводятся обряды крещения, а вот венчания начинаются после окончания Пасхальной Святой Седмицы, т.е. через семь дней после наступления Пасхи. В Пасхальные дни, когда все вокруг радуется обновлению жизни, воспоминаниям о смерти нет места, поэтому во время Пасхальной недели не бывает панихид и заупокойных богослужений. По этой же причине в Пасху не ходят на кладбище. Для этого есть другой день, день Радоницы (вторник 6 мая). Но если вы все, же пошли навестить родственников, то можете оставить на могиле куличи и яйца, но церковь не одобряет рядом со святыми дарами никаких других приношений.

История Пасхи  Пасха, также — Воскресение Христово
Пасха, также — Воскресение Христово

История Пасхи  Пасха, также — Воскресение Христово — древнейший христианский праздник; главный праздник богослужебного года
Пасха, также — Воскресение Христово — древнейший христианский праздник; главный праздник богослужебного года

История Пасхи  Пасха установлена в честь воскресения Иисуса Христа
Пасха установлена в честь воскресения Иисуса Христа

История Пасхи  Освященное яйцо за пасхальным столом, традиционно, едят первым, но роль его этим не исчерпывается
Освященное яйцо за пасхальным столом, традиционно, едят первым, но роль его этим не исчерпывается

История Пасхи  Как сообщает историк епископ и участник собора Евсевий Кесарийский в книге «О жизни блаженного василевса Константина» на Первом Вселенском все епископы не только приняли Символ веры, но и подписались, чтобы праздновать Пасху всем в одно и тоже время
Как сообщает историк епископ и участник собора Евсевий Кесарийский в книге «О жизни блаженного василевса Константина» на Первом Вселенском все епископы не только приняли Символ веры, но и подписались, чтобы праздновать Пасху всем в одно и тоже время

История Пасхи  Песах у евреев празднуется в честь Исхода из Египта. В память об этих событиях в Иерусалиме предписывалось совершить ритуальное заклание однолетнего ягненка мужского пола, без порока
Песах у евреев празднуется в честь Исхода из Египта. В память об этих событиях в Иерусалиме предписывалось совершить ритуальное заклание однолетнего ягненка мужского пола, без порока

История Пасхи  Свидетельства IV века говорят, что крестная Пасха и воскресная в то время уже были соединены как на Западе, так и на Востоке
Свидетельства IV века говорят, что крестная Пасха и воскресная в то время уже были соединены как на Западе, так и на Востоке

История Пасхи  В VI веке Римская церковь приняла восточную пасхалию
В VI веке Римская церковь приняла восточную пасхалию

История Пасхи  В 1582 году в Римско-католической Церкви папа Григорий XIII ввел новую Пасхалию, названную григорианской
В 1582 году в Римско-католической Церкви папа Григорий XIII ввел новую Пасхалию, названную григорианской

История Пасхи  Воскресение Христа. М.Грюневальд, XVI век
Воскресение Христа. М.Грюневальд, XVI век

История Пасхи  Праздник Пасхи начинается в полночь между Великой Субботой и Воскресеньем после торжественной заутренней службы и Пасхальной литургии
Праздник Пасхи начинается в полночь между Великой Субботой и Воскресеньем после торжественной заутренней службы и Пасхальной литургии

История Пасхи  Воскресение Иисуса Христа
Воскресение Иисуса Христа

История Пасхи  Начиная с Чистого Четверга, христиане готовятся к праздничному столу, красят и расписывают яйца
Начиная с Чистого Четверга, христиане готовятся к праздничному столу, красят и расписывают яйца

История Пасхи  Пасхальный стол всегда отличается от обычного праздничного особенным великолепием и вкусом
Пасхальный стол всегда отличается от обычного праздничного особенным великолепием и вкусом

История Пасхи  Распятие Иисуса Христа
Распятие Иисуса Христа

Теги : Праздники История

Также интересно

30, Апрель 2013
Сапфо. История древнегреческой...

29, Апрель 2013
Мария-Антуанетта. История коро...

28, Апрель 2013
Старые фото Иерусалима .

28, Апрель 2013
Гладиаторы. История бойцов-раб...

27, Апрель 2013
День Победы. История праздника...

26, Апрель 2013
Павел Скоропадский. История ук...

Популярное

загрузка...

Реклама

Мудрость дня

  • Уберите из своего лексикона слово "проблема", и она исчезнет сама по себе.
  • Население мира в 5000 году до н.э. составляло 5 миллионов человек.
  • Средний человек за всю жизнь проглатывает во сне 8 маленьких пауков.
  • В древнем Риме группу рабов, принадлежащих одному человеку, называли фамилией.

• Авторизация •