Категории

Онлайн пользователей - 0

27, Декабрь 2012 09:04 | 12 фото | просмотров 21911

История Римского театра

Римский театр имеет своим образцом театр греческий, хотя в некоторых чертах и отличается от него. Места для зрителей в римских театрах занимают небольше полукруга, оканчиваясь в направлении к сцене по линии, параллельной этой последней. Сцена имеет длину вдвое большую, нежели в греческом, лестницы ведут из орхестры на сцену, чего не было в греческом. Глубина орхестры меньше при той же ширине; входы в орхестру уже; сцена ближе к центру пространства для зрителей. Все эти отличия можно наблюдать на развалинах многих римских театров, из которых наиболее сохранившиеся в Аспении, что в Памфилии, и в Оранже, во Франции.
В римском театре, как и в греческом, пространство мест для зрителей и сцены находилось в зависимости от основного круга и вписанной фигуры. За основную фигуру римского театра Витрувий принимает четыре равносторонних треугольника с вершинами на равных расстояниях одна от другой. Нижние края мест для зрителей были всегда параллельны сцене, в противоположность театру греческому, и шли по линии, проведенной через углы вписанных фигур, ближайшие к горизонтальному диаметру круга, отчего крайние клинья получались меньше остальных. Верхняя дуга основного круга образовала нижнюю границу мест для зрителей. Это пространство делилось тоже концентрическими проходами на два или на три яруса, которые в свою очередь делились на клинья лестницами по радиусам. Размеры пространства для зрителей увеличивались тем, что боковые входы в орхестру были крытые и тоже назначались для зрителей. В римском театре орхестра уменьшена сравнительно с греческим театром; здесь находились места для сенаторов; сцена расширена, так как назначалась не только для актеров, но и для всех художников.
Истоки Римского театра

Еще в отдаленные времена, когда Рим представлял собой небольшую общину Лациума, по деревням при окончании жатвы справлялись веселые праздники. Гораций описывает эти праздники в своих «Посланиях» (кн. II, 1, ст. 139—155). После уборки урожая крестьяне приносили в жертву Земле поросенка, богу лесов Сильвану — молоко, а духам, сопровождающим, согласно представлениям римлян, жизнь человека от колыбели и до могилы — вино и цветы. На этих праздниках распевали веселые и шуточные песни, так называемые, «фесценнйны». Как и в Греции, обычно выступали два полухория с шутками и насмешками, подчас весьма язвительными. Фесценнины зародились еще при родовом строе, когда Римом управляли цари, являвшиеся, подобно греческим басилевсам, только предводителями племени, существовали они и в последующие века. В них, согласно свидетельству того же Горация, стала находить отражение социальная борьба, ведшаяся в Древнем Риме. Как и Греция, Рим пережил эпоху революции, положившей конец древнему родовому строю. По словам Энгельса, несомненно только одно: причина ее коренилась в борьбе между патрициями и плебеями. Эта борьба привела к тому, что еще до отмены царской власти в Риме был разрушен древний родовой строй, покоившийся на личных кровных узах, и вместо него создано новое государственное устройство, в основе которого лежало территориальное деление и имущественные различия. Публичная власть сосредоточилась в руках военнообязанных граждан и была направлена не только против рабов, но и против неимущих, не допущенных к военной службе и лишенных вооружения. Борьба между патрициями и плебеями продолжалась и после отмены царской власти. Плебеи боролись прежде всего за землю, так как уже в ранний период истории Рима началось сосредоточение земли в руках патрициев, обезземеливание плебса и рост его задолженности. В начале V в. до н. э. плебеи получили право выбирать ежегодно двух трибунов для защиты от произвола патрицианских магистратов. Под давлением плебса в середине V в. до н. э. была проведена запись законов «Законы XII таблиц». В 445 г. до н. э. отменили старинное запрещение браков между патрициями и плебеями. По закону 367 г. один из консулов избирался обязательно из плебеев, а к началу III в. до н. э. плебеи получили доступ и ко всем политическим должностям. Главную роль по-прежнему играет в Риме нобилитет, образовавшийся из слияния патрицианских родов с плебейской верхушкой. Из среды нобилитета избирались магистраты; главным оплотом нобилитета был сенат. Очевидно, социальная борьба, происходившая в Риме, находила свое отражение и в фесценнинах. По свидетельству Горация фесценнинские насмешки не щадили знати, которая и постаралась их обуздать: «Законы XII таблиц» угрожали смертью всякому, кто будет порицать другого в злобных стихах.
Таким образом, сельские празднества с исполнявшимися на них фесценнинами стали зародышем драматических представлений в Древнем Риме. Но нельзя считать их непосредственным источником художественной драмы, так как уже с начала III в. до н. э. отмечается интенсивное влияние на Рим греческой культуры. Более того, еще до греческого влияния Рим испытал в области сценических игр влияние этрусков. На первых порах у римлян был ряд военных столкновений с этрусками. Дело в том, что с самых первых шагов своей истории римляне выступили как народ-завоеватель. Лациум был густонаселенной областью, и поэтому в V—IV вв. до н. э. римляне вели войны за приобретение новых территорий. В V в. до н. э. Рим ведет борьбу за непосредственно соприкасающиеся с ним земли, в IV в. он покоряет Среднюю Италию, в 60-х годах III в. завладевает Южной Италией, где уже с давних пор существовали богатые греческие колонии.
Отношения Рима с этрусками не носили характера лишь военных столкновений. Римляне не только воевали с соседними народами, но и подвергались сильному культурному воздействию с их стороны. Объясняется это тем, что по своему общественному и культурному развитию римляне стояли ниже этрусков и греков и по сравнению с ними были на первых порах отсталым народом, занимающимся земледелием и скотоводством. Не подлежит сомнению, что дальнейшее развитие начатков драмы, имевшихся в фесценнинах, связано с влиянием Этрурии. Следующим этапом в развитии театрального искусства Древнего Рима был особый вид примитивных драматических представлений, которые назывались «ателланами». Исследователи полагают, что ателланы были заимствованы римлянами от племени основ из Кампании к началу III в. до н. э., то есть в то время, когда Рим вел многолетние войны в Южной Италии. У самих же осков ателлана, быть может, развилась из дорического фарса, пришедшего к ним от греков Южной Италии. В Кампании был городок Ателла. Вероятно, по имени этого городка римляне и стали называть ателланой пришедший к ним от осков фарс, скоро совершенно акклиматизировавшийся в Риме. Сыновья римских граждан увлекались этим фарсом, и он разыгрывался ими в течение очень долгого времени, существуя наряду с достигшей уже высокого развития литературной драмой. Характерная особенность ателланы состояла в наличии постоянных типов — масок. Это были Макк, Буккон, Папп и Дорсен. Макк представлял собой дурака, которого все били и обманывали.
Он был обжорой и в то же время крайне влюбчивым. Его изображали лысым, с крючковатым носом, ослиными ушами и в короткой одежде. Буккон был парнем с раздутыми щеками и отвислыми губами. Он тоже любил хорошо поесть, но губы у него отвисли не столько от еды, сколько от любви к чрезмерной болтовне. Однако, в противоположность Макку, Буккон отнюдь не представлял собой дурака. Папп — это богатый старик. Ему не везет в семейной жизни; жена обманывает его с любовником. При всем том Папп очень честолюбив и желает играть роль в местном обществе. Однако на выборах он проваливается. Дорсен был хитрым горбуном. Это невежда и шарлатан, но внушает уважение темным людям. Эти четыре персонажа и были главными героями ателланы, исполнители которой носили маски. Твердого текста, хотя бы и незаписанного, не имелось вовсе, поэтому при исполнении ателлан открывался широкий простор для импровизации. Завязка ателлан была простой, действие развивалось быстро, а развязка носила часто совершенно неожиданный характер. Содержание ателлан нередко отличалось грубостью и непристойностями. По сравнению с сатурами ателланы являются дальнейшим шагом в развитии ранней драмы, так как в них имелись уже постоянные роли. Когда во второй половине III в. до н. э. в Риме благодаря культурному влиянию греков начали ставить трагедии, ателланы соединились с сатурами и стали даваться в заключение спектакля.
Влияние греческой культуры на римскую
С начала III в. до н. э. влияние сицилийских и южноиталийских греков на римскую культуру становится особенно сильным, проникая в область литературы и театрального искусства. Это было связано с завоеванием римлянами Кампании, находящейся по соседству с греческими городами южной Италии. Завоевание к середине 60-х гг. III в. южноиталийских городов, обладавших всеми сокровищами греческой культуры, не могло пройти бесследно для римлян. Греки начинают в большом количестве появляться в Риме в качестве пленных, заложников, дипломатических представителей. Знакомство с греческим языком все шире и шире распространяется среди знати. В 282 г. до н. э. римский посол Постумий объяснялся с тарентинцами без переводчика. Первые римские анналисты писали по-гречески. Греческое культурное влияние усиливается во время Первой (264— 241) и Второй (218—201) Пунических войн, порожденных политическим соперничеством Рима и Карфагена.
Покорение городов Великой Греции было последним этапом на пути завоевания Римом Италии, сделавшее его одним из сильных государств западного Средиземноморья. Но дальнейшие попытки расширить территорию привели Рим к столкновению с Карфагеном, могущественным в то время государством в западной части Средиземного моря. Интересы обеих держав непосредственно столкнулись в богатой Сицилии, большая часть которой принадлежала тогда Карфагену. Это было причиной Первой Пунической войны, продолжавшейся свыше двадцати трех лет и закончившейся победой Рима. По миру, заключенному в 264 г. до н. э., Карфаген отказался от Сицилии, которая стала первой римской провинцией. Война оказала большое влияние на политическую и духовную жизнь общества. Римские солдаты и матросы увидели другие страны и народы, познакомились с чужими обычаями, овладели мало известным им морским делом. Все это расширяло умственный кругозор народа. Вместе с тем повысилась политическая сознательность и требовательность народных масс, которые в ходе войны понесли громадные жертвы. Война была выиграна народом, но народу она ничего не дала.
Мир между Карфагеном и Римом мог быть только временным. Это хорошо сознавали обе стороны и деятельно готовились к предстоящей войне, которая началась в 218 г. до н. э. и продолжалась семнадцать лет, причем в самой Италии карфагенскими войсками командовал Ганнибал. Во время этой войны не раз создавалось грозное положение для государства. Так, в сражении при Каннах римляне потеряли, по свидетельству греческого историка Полибия, около семидесяти тысяч человек; лишь небольшая часть войска попала в плен или спаслась бегством. Сенат принял все меры к тому, чтобы организовать защиту города. В армию были призваны все оставшиеся в Риме мужчины, начиная с семнадцатилетнего возраста. Ввиду недостатка в людях прибегли к крайней мере: за счет государства выкупили у частных собственников восемь тысяч рабов и составили из них два легиона.
В 211 г. до н. э. Ганнибал неожиданно подступил к самому Риму. Внезапное появление карфагенян вызвало панику в Риме. Выражение «Ганнибал у ворот!» со временем вошло в поговорку. Однако захватить Рим врасплох Ганнибалу не удалось. Простояв несколько дней под городом и опустошив окрестные поля и загородные виллы, Ганнибал снял осаду Рима. В тяжелые для государства годы Второй Пунической войны римский народ проявлял исключительную выдержку и организованность и в конце концов добился победы над врагом. В 202 г. до н. э. близ города Замы римский консул Публий Корнелий Сципион нанес решительное поражение Ганнибалу. Карфаген не мог продолжать войну. В 201 г. был заключен мир, по которому Карфаген утрачивал все свои завоевания вне Африки, лишался всего своего флота, не|имел права вести войну вне Африки, а в Африке мог ее вести только с разрешения Рима и должен был уплатить в течение пятидесяти лет контрибуцию в размере 10 тысяч талантов. Победитель Ганнибала Сципион отпраздновал блестящий триумф и получил прозвище «Африканский». После Второй Пунической войны Карфаген никогда уже не смог оправиться и стал лишь второстепенной державой Средиземноморья. Пунические войны с их потрясающими событиями оставили глубокий след в умах современников и последующих поколений. Поэт Невий, бывший участником Первой Пунической войны, написал о ней поэму. Победоносные Пунические войны вызвали подъем народного самосознания и в то же время поставили римлян перед необходимостью усвоения более высокой греческой культуры. Процесс эллинизации римской культуры ко времени окончания войн принял еще более осязательные формы. Сципионовская группа выступала за приобщение Рима к греческой культуре. Влияние греческой культуры в эти годы захватывает и более широкие слои населения. Греческие и восточные культы проникают к концу III в. до н. э. в самую толщу населения. Во время Второй Пунической войны в 212 г. до н. э. по распоряжению сената в Риме были учреждены игры в честь Аполлона, а пять лет спустя был введен восточноэллинистический культ великой матери богов Реи-Кибелы. В честь Реи-Кибелы были учреждены игры по греческому образцу. Культ ее носил оргиастический характер. Во время праздника жрецы исполняли священные пляски, сопровождавшиеся самоистязанием. Так как такого рода обряды противоречили римским религиозным обычаям, сенат запретил римским гражданам быть жрецами Реи-Кибелы. Официальное учреждение культа великой матери богов было подготовлено уже предшествующим проникновением в Рим восточноэллинисти-ческих культов. Еще задолго до Второй Пунической войны они появились в греческих городах Южной Италии. Отсюда вместе с уроженцами этих городов и особенно с рабами, доставленными с Востока, восточноэллинистические культы стали проникать и в Рим. Исследователи отмечают, что эти культы распространялись главным образом среди демократических слоев населения, очевидно, потому, что они не находили признания в официальной римской религии. Бурные события Первой Пунической войны, сдвиги, происшедшие в это время в области идеологии, дали рождение профессиональному римскому театру, в котором стали ставиться первые литературные трагедии и комедии, создаваемые по греческому образцу, а на первых порах, быть может, и просто переводимые с греческого. Последующие события — Вторая Пуническая война, а затем экспансия Рима на Восток и уже само непосредственное знакомство с греческой культурой на ее родине — могли только ускорить процесс развития римского театра. Возникнув на почве тех сдвигов в культурной жизни Рима, которые произошли в первые шестьдесят лет III в. до н. э., и развиваясь дальше на основе более глубокого усвоения греческой культуры, новый римский театр и сам представлял собой одно из ярких свидетельств этих сдвигов.
Римский театр эпохи республики
Римляне взяли литературную драму в готовом виде у греков и  перевели ее на латинский язык,приспособив к своим понятиям и вкусам. После победононого окнчания первой  Пунической  войны,на  праздничных играх 240 г.до н.э.,было  решено  устроить  драматическо представление. Постановку поручили греку Ливию  Андронику, находившемуся в рабстве у римского сенатора, который и  дал  ему  латинское имя Ливий. После отпущения на волю,он остался в Риме  и  стал обучать греческому и латинскому языку сыновей римской  знати. Этот учитель и поставил на играх трагедию и,вероятно,также комедию, переработанные им с греческого образца или, быть может, просто  переведенные с греческого языка на латинский. Эта постановка дала первый толчок развитию римского театра. С 235 г. до н.э. начинает ставить на сцене свои пьесы  драматург Гней Невий (около 280-201 до н.э.). Он был  уроженцем  латинского городка в Кампании и пренадлежал к плебейскому роду. После окончания  первой  Пунической  войны, в  которой  он принимал участие, Невий поселился в Риме и начал заниматься  литературной деятельностью. Гнея Невия с полным основанием можно назвать первым  самобытным римским поэтом. Его стихи, драмы, эпическая поэма "Пуническая война" отличались самостоятельностью  в  художественном  и  в идейном отношении. Вначале своей драматургической деятельности Невий писал  трагедии по греческому образцу на тему троянского цикла мифов. Но вскоре он выступил с трагедиями на сюжеты  из  римской  истории. Такая трагедия называлась  у  римлян  претекста. Позднее  претексты  использовали в качестве сюжетовне только исторические, но и современные события. Однако наибольшей славы Невий достиг в области комедии. Невий был создателем паллиаты-литературной  комедии, которая представляла собой  переработку  новоаттической,  бытовой греческой комедии. Паллиата ставилась в Риме в течении III-II  вв. до н.э. Свое название она получила от греческого  широкого  плаща-паллия, так как действие паллиаты всегда происходило где-нибудь  в Греции и герои ее носили греческую одежду.
Плавт (около 254-184 до н.э.). Продолжателем дела Невия как  комедиографа был его младший современник Тит Макций Плавт. Его творчество относится к тому периоду,когда Рим  из  сельскохозяйственной общины превращается в сильнейшее государство-сначала Апеннинского полуострова,а затем и всего бассейна Средиземного моря. По единодушной оценке древних, Плавт был самым  блестящим  представителем паллиаты. Излюбленный персонаж  Плавта-хитрый, пронырливый раб, помогающий молодому хозяину улаживать любовные  дела. Секрет успеха Плавта состоит прежде всего в том,что его комедия  являясь переделкой греческих,самобытны по духу, в них ярко  запечатлены черты римской жизниПлавт сочувственно относится  к  плебейским низам рабовладельческого общества и  осуждает  людей, стремящихся к наживе. Плавт умел искусно соединить новую аттическую комедию с элементами  народной  римской  ателланы,с  ее буффонадой,живостью  действия,с ее порой непристойными,но остроумными шутками. Большое место в комедиях Плавта отводится пению и музыке. В новой аттической комедии пение и музыка использовались только в антрактах. У Плавта же музыкальный  элемент  в  некоторых  комедиях преобладает.Это кантики. Одни  из  кантиков представляли собой арии,другие исполнялись речитативом под  музыкальный аккомпанемент. От Плавта дошли до нас 20 комедий полностью  и  одна  в  отрывках. Почти все комедии начинаются с пролога. Прологи гораздо  длиннее, чем в новой аттической комедии,но служат той  же  цели. В  них рассказывается о событиях,предшествовавших  началу  действия, и  о том,как будет развиваться интрига. Сюжет многих комедий  был  настолько запутанным, что зрителям трудно было следить за ходом  действия, не познакомившись предварительно с содержанием. Большинство комедий Плавта представляют собой веселые фарсы или разработку откровенно комической ситуации с бесконечными  обманами, тонко сплетенной интригой, хитроумными  проделками, душой  которых обычно являлся слуга-раб. Комедии Плавта прожили большую историческую жизнь, хотя в  средние века Плавт был основательно забыт:богословы считали, что в его пьесах много безнравственного. Мотивы комедий Плавта  обрабатывались   многочисленными    драматургами: Ариосто, Арентино, Шекспиром, Мольером и другими.
Теренций (около 185-159 до н.э.). Публий  Теренций  Афр, работавший, как и Плавт, в жанре паллиаты, принадлежал уже к следующему поколению драматургов. Уроженец Карфагена, Теренций еще мальчиком был привезен в Рим, где стал рабом римского сенатора. Заметив выдающиеся способности юноши, сенатор дал ему хорошее образование, а  затем отпустил на волю. Теренций находился в дружественных отношениях со многими знаменитыми людьми, входившими в кружок просвещенного патриция Сципиона Младшего-приверженца греческой культуры и  греческого образования. Теренций написал шесть  комедий, и  все  они  сохранились. Сюжеты этих комедий он заимствует у  Менандра, причем  сознательно подчеркивает их греческий колорит. Конфликты в комедиях Теренция носят семейный характер,и основной  целью  драматурга  является гуманизация нравов. У Теренция обычно нет такой динамики в развитии  событий, как  у Плавта; он отказывается также от  театральных  средств  и  приемов ателланы, которыми охотно пользовался его предшественник, от  буффонады, грубых и сочных шуток, непосредственного обращения к зрителям в ходе действия и т.д. Зато Теренций стремится дать более  углубленную психологическую характеристику своих  персонажей, создавая интересные, жизненные образы. Комедии Теренция знакомили римских зрителей с миром более сложных, чем у героев Плавта,душевных переживаний. В этом отношении его произведения ближе  к их общему первоисточнику-Менандру. Новый интерес к гуманистическим тенденциям драматурга возник  в XVIII в., в период формирования буржуазной "мещанской"  драмы. Дидро считал Теренция своим предшественником, Лессинг в  "Гамбургской драматургии" дал подробный анализ  "Братьев",считая  эту  комедию
образцовой.
Римский театр императорской эпохи.
В I в.до н.э. республика в Риме пала.После  убийства  Цезаря  и победы над Антонием в 31 г.  до  н.э.  императором  в  Риме  стал Октавиан, получивший впоследствии почетное прозвище Август. Август хорошо понимал  общественное  значение  театра  и всячески содействовал его развитию. Прежде всего, Август хотел возродить на римской сцене трагедию греческого  типа, видя  именно  в ней средство улучшения  и  воспитания  нравов  своих  граждан. Эти стремления Августа были поддержаны одним  из  выдающихся  римских поэтов, Горацием, и нашли отражение в его "Науке поэзии". Проводя политику Августа, Гораций выступает за идейное, содержательное искусство,основой которого являются  мудрость. Поэт, с  одной стороны, должен быть человеком высокообразованным, так  как  он выступает как воспитатель и наставник  граждан. Его  искусство должно быть эмоционально, изящно, поэтому ему нужно  шлифовать свои произведения, прежде чем выставлять их на суд публики. Однако все усилия Августа возродить на римской сцене  серьезный жанр не увенчались успехом. Хотя представления  устраивались  часто, они носили главным образом развлекательный характер. Общественная роль театра заметно снизилась. Такая тенденция особенно усилилась при преемниках Августа. Снижение идейной роли театра сказалось прежде всего на его  репертуаре. После установления диктатуры Октавиана трагедия пришла в упадок. Если трагедии и ставились во времена империи, то  только  в виде отдельных эффектных сцен, дававшим возможность актерам  показать свое мастерство.Эти актеры  надевали костюмы и маски, как для выступления  в  трагедии, однако  их  роль сводилась в основном к пению,так  как  актерские  арии составляли главную часть представления. Исполнение арий из трагедий  как  самостоятельное представление сохранилось в Римской империи  вплоть до последних дней ее существования.
Устройство римского театра 
Римский театр возник, когда разложился патриархально-родовой строй. Он не знал общественно-хороводных форм греческого театра и не опирался на самодеятельность городского населения. Римский театр сразу был профессиональным. Римский театр не был связан с культом божества, как в Греции, поэтому он не имел того же общественного значения. Актёры были не уважаемыми, а презираемыми людьми. Их набирали из числа рабов и вольноотпущенников и за плохое исполнение могли побить. Спектакли ставились в честь государственных праздников, а также в любое другое время по инициативе кого-либо из знатных граждан. Долгое время в Риме не существовало постоянных театральных зданий. Для представлений строились специальные временные деревянные сооружения, которые по окончании представления ломались. Сценической площадкой был деревянный помост, поднятый над землей на половину человеческого роста. К нему вели три узких лесенки в несколько ступеней - по ним поднимались персонажи, приехавшие из другого города. Фоном служила задняя стена балагана с занавеской. Для зрителей ставили скамьи, но иногда смотреть спектакли разрешалось только стоя.Так играли довольно долго,  в том числе и комедии Плавта. С развитием драматургии вырастала необходимость вносить изменения и в исполнение. Необходимость постройки постоянного специального театрального здания в Риме обсуждалась сенатом.  Сенат считал, что театр изнеживает юношество и развращает женщин - и в 154 году прекратил начатое несколько лет назад строительство каменного театра. Первый постоянный каменный театр был сооружён около 55 г. до н.э. полководцем Гнеем Помпеем Великим и вмещал 17 тысяч зрителейдо. Размеры орхестры уменьшились наполовину, она превратилась в полукруг. Хора в римских пьесах не было, и места на орхестре занимали знатные зрители.
Римский театр был окаймлен роскошным портиком, к которому примыкала Курия - зал заседаний сената ( в нем в 44 году был убит Ю.Цезарь.) Здание стало единым по высоте - трехэтажным. Амфитиатр выравнивали по высоте со сценой.Появилась единый пестрый парусиновый купол, защищающий  зрителей от дождя и палящего солнца - ВЕЛАРИЙ.Сцена была покрыта монументальным потолком.ПРОСЦЕНИУМ имел люки и подъемники.Охлаждал зрителей в театре водопровод. Театр в Риме имел занавес; до начала спектакля его опускали перед сценической площадкой. Римские театры в отличие от греческих сооружали на ровном месте, и амфитеатр поддерживал мощный фундамент со сводами. Описание идеального римского театра дано архитектором Витрувием (I в. до н.э.)
Спектакли и актеры
Основным качеством театрального представления в древнем Риме считалась зрелищность. Ее достигали путем выведения на сцену десятков  и  сотен статистов в ярких пестрых костюмах, украшенных настоящими драгоцеными камнями, в настоящими воинскими доспехами, оружием. Считалось что такая натуральность способствует успеху спектакля. Актерское исполнение было значительно примитивнее, чем в греческом театре. Спектакли как и в греческом театре были условными - женщин играли мужчины. Актеры во всех жанрах, кроме Ателланы играли без масок. До I века до н.э. их заменяли гримом и париками. Аристократическая римская молодежь долго забавляясь исполнением ателланы, монополизировала ношение маски как средство снять с себя бесчестье актерского занятия. Так установился принцип, что без маск может играть только актер, получающий за свой труд денежное вознаграждение. В римсокм театре самыми известными были актеры трагический актер Эсоп и комический актер Росций,  долго боролся за то,чтобы играть спектакли в маске. Он получил на это разрешение только тогда, когда он снял с себя "бесчестье"актерского труда и отказался от гонораров. Во времена  Римской империи Театр продолжал развиваться в сторону интереса к зрелищности и яркости, пренебрегая содержанием драматургии и окончательно разывая связь с культовой обрядностью.
Стали появляться новые театральные сооружнения - амфитеатры. Колизей вмещал 90 000 человек, а Великий цирк в Риме - 385 000 человек. Зрелища становились  кровавыми травлями.
Император Октавиан Август для воспитания нравов стремился возродить на сцене римского театра трагедию. В этом начинании Августа поддержал поэт Гораций. Он изложил свои взгляды на трагедию и гражданские задачи искусства в стихотворном труде "Наука поэзии". В тот же период был распространён пантомим - сольный мужской театрализованный танец. Актёр выступал в маске и играл сразу несколько ролей, в том числе женских. Содержание пантомима под музыку "рассказывал" хор. Любовью римлян пользовалась и пирриха - танцевальный спектакль в исполнении ансамбля танцовщиков; в качестве сюжета обычно выбирали мифологическую историю. В V в. н.э. под натиском отрядов германцев Римская империя пала. Вместе с государством погиб и античный театр. Искусство сцены возродилось в новых формах и в другое время, уже в эпоху христианства.
Архитектура
Представления устраивались в Риме во время различных государственных праздников. Пьесы шли на празднике патрициев — Римских играх, справлявшихся в сентябре в честь Юпитера, Юноны и Минервы; на празднике плебеев — Плебейских играх, происходивших в ноябре; на Аполлоновых играх — в июле. Спектакли давались также во время триумфальных и погребальных игр, при выборах высших должностных лиц и по другим поводам. На римских праздниках сценические игры шли нередко вместе с цирковыми играми и гладиаторскими сражениями, причем зрители часто отдавали предпочтение последним. Постоянного театра в III в. до н. э., как и позже, вплоть до середины I в. до н. э., в Риме не было. Сооружению его противился консервативный сенат. Для представлений на форуме воздвигался деревянный помост высотой в половину человеческого роста. На сценическую площадку вела узкая лесенка в 4—5 ступенек, по которой актеры поднимались на сцену. В трагедии действие происходило обычно перед дворцом. В комедиях декорации почти всегда изображали городскую улицу с выходящими на нее фасадами двух-трех домов. Все действие развертывалось перед домом. Зрители сидели на скамейках перед сценой. Но иногда сенат запрещал устраивать в этих временных театрах места для зрителей: сидеть на представлениях, по мнению сената, было признаком изнеженности. Все построенные для театральных игр сооружения ломались по их окончании.

 

История Римского театра Римский театр имеет своим образцом театр греческий, хотя в некоторых чертах и отличается от него
Римский театр имеет своим образцом театр греческий, хотя в некоторых чертах и отличается от него

История Римского театра Места для зрителей в римских театрах занимают небольше полукруга, оканчиваясь в направлении к сцене по линии, параллельной этой последней
Места для зрителей в римских театрах занимают небольше полукруга, оканчиваясь в направлении к сцене по линии, параллельной этой последней

История Римского театра Сцена в римском театре имеет длину вдвое большую, нежели в греческом, лестницы ведут из орхестры на сцену, чего не было в греческом
Сцена в римском театре имеет длину вдвое большую, нежели в греческом, лестницы ведут из орхестры на сцену, чего не было в греческом

История Римского театра Глубина орхестры меньше при той же ширине; входы в орхестру уже; сцена ближе к центру пространства для зрителей
Глубина орхестры меньше при той же ширине; входы в орхестру уже; сцена ближе к центру пространства для зрителей

История Римского театра В римском театре, как и в греческом, пространство мест для зрителей и сцены находилось в зависимости от основного круга и вписанной фигуры
В римском театре, как и в греческом, пространство мест для зрителей и сцены находилось в зависимости от основного круга и вписанной фигуры

История Римского театра За основную фигуру римского театра Витрувий принимает четыре равносторонних треугольника с вершинами на равных расстояниях одна от другой
За основную фигуру римского театра Витрувий принимает четыре равносторонних треугольника с вершинами на равных расстояниях одна от другой

История Римского театра В римском театре орхестра уменьшена сравнительно с греческим театром; здесь находились места для сенаторов; сцена расширена, так как назначалась не только для актеров, но и для всех художников
В римском театре орхестра уменьшена сравнительно с греческим театром; здесь находились места для сенаторов; сцена расширена, так как назначалась не только для актеров, но и для всех художников

История Римского театра Следующим этапом в развитии театрального искусства Древнего Рима был особый вид примитивных драматических представлений, которые назывались «ателланами»
Следующим этапом в развитии театрального искусства Древнего Рима был особый вид примитивных драматических представлений, которые назывались «ателланами»

История Римского театра Римский театр не был связан с культом божества, как в Греции, поэтому он не имел того же общественного значения
Римский театр не был связан с культом божества, как в Греции, поэтому он не имел того же общественного значения

История Римского театра Римский театр сразу был профессиональным
Римский театр сразу был профессиональным

История Римского театра Развалины римского театра
Развалины римского театра

История Римского театра Римский театр возник, когда разложился патриархально-родовой строй
Римский театр возник, когда разложился патриархально-родовой строй

Теги : Страны История

Также интересно

30, Апрель 2013
Сапфо. История древнегреческой...

29, Апрель 2013
Мария-Антуанетта. История коро...

28, Апрель 2013
Старые фото Иерусалима .

28, Апрель 2013
Гладиаторы. История бойцов-раб...

27, Апрель 2013
День Победы. История праздника...

26, Апрель 2013
Павел Скоропадский. История ук...

Популярное

загрузка...

Реклама

Мудрость дня

  • Любовь к прошедшему времени чаще есть не что иное, как ненависть ко времени настоящему. Генри Шоу
  • Согласно расчетам Исаака Ньютона конец света будет в 2020 году.
  • Согласно британскому закону, принятому в 1845, попытка покончить жизнь самоубийством каралась смертной казнью. Правонарушитель мог быть повешенным за это преступление.
  • Когда мы разговариваем, то почти половина нашей беседы состоит из пауз.

• Авторизация •