Категории

Онлайн пользователей - 0

26, Декабрь 2012 22:28 | 8 фото | просмотров 9195

Легендарная библиотека Ивана Грозного

Библиотека Ивана Грозного — легендарная коллекция книг и документов, последним владельцем которой предположительно был царь Иван IV Грозный. Считается, что она была утрачена или спрятана Грозным. Поиски библиотеки с перерывами ведутся уже несколько столетий, однако она по сей день не найдена. Неоднократно высказывались сомнения в самом существовании царского книгохранилища. Многие из исследователей этого вопроса пришли к выводу, что она, скорее всего, погибла в результате пожаров или во времена Смуты. Либерея является темой и источником многочисленных слухов и спекуляций. Вследствие этого на сегодняшний день выдвинуто более 60 гипотез о ее местонахождении, но любые сведения о ней нуждаются в тщательной научной проверке.
История Либереи
Согласно легенде, библиотека изначально принадлежала византийским императорам и собиралась на протяжении многих веков. Последним из императоров, владевших библиотекой, называют Константина XI. После падения Константинополя книжное собрание было вывезено в Рим, а затем переместилось в Москву в качестве приданого византийской царевны Софьи Палеолог, выданной замуж за московского князя Ивана III. По прибытии в Москву в 1472 году Софья Палеолог увидела последствия пожара Москвы 1470 года. Поняв, что книги могут стать лёгкой добычей огня, Софья распорядилась хранить их в подвале под церковью Рождества Богородицы в Кремле. Строителем тайника был итальянский архитектор Аристотель Фиораванти, специально приглашённый для этой цели в Москву. Однако уже в апреле 1473 года случился новый опустошительный пожар: выгорел весь Кремль, и книги лишь чудом уцелели. Москва действительно в те времена множество раз горела: сообщается о десятках крупных пожаров. Утверждается, что к переводу книг Либереи сын Ивана III Василий III привлек известного ученого Максима Грека. Каким образом библиотека перешла к Ивану Грозному, неизвестно. Высказываются даже предположения о том, что будущий царь «охотился» за Либереей, однако при этом не уточняется, кто был его соперником в поисках. Возможно, библиотека была пополнена «книжными эмиссарами» царя, скупавшими в разных странах редкие книги. Есть предположения о том, что частью царского собрания стала не менее легендарная библиотека Ярослава Мудрого.
Одним из главных доказательств существования Либереи, наряду со «Сказаниями о Максиме Греке», считается свидетельство протестантского пастора Иоганна Веттермана из Дерпта, которого Грозный, якобы, пригласил в 1570 году для перевода книг. Его слова приводит в своей «Ливонской хронике» Франц Ниенштедт (XVI век): «книги, как драгоценное сокровище, хранились, замурованными в двух сводчатых подвалах». Исчезновение Либереи обычно относят к периоду после 1571 года, когда царь «удалился от мира» в Александровскую слободу. Предположительно, она была запечатана в каком-то подземном тайнике, причем скудость данных объясняют тем, что кровожадный царь казнил его строителей. Строителем тайника также часто называют Ивана III и даже саму Софью Палеолог. С этим связывают и перестройку Кремля в XV веке.
Версии исчезновения
«Античная либерея», чаще называемая по имени своего последнего владельца — Ивана Грозного, появилась в России никак не раньше XV века. По-видимому, большую ее часть привезла вместе со своим богатым приданым племянница последнего византийского императора Софья Палеолог. Античные рукописи, греческие и еврейские книги, глиняные таблички, листы из чистого золота. В 1565 году Иван Грозный пригласил из-за границы немцев для перевода греческих книг на «разумный» для русских язык. Немцы приехали, книги посмотрели, но… переводить не стали. Как предполагают ученые, им не по зубам оказался способ письма: книги, привезенные Софьей Палеолог из Морей, по-видимому, были написаны позднеантичным, а не средневековым шрифтом. В последнее десятилетие XVI века в варварскую Московию приезжают посланцы латинских кардиналов с одной-единственной целью — разузнать подробности о наличии в кремлёвских тайниках древних рукописей. Полученные ими сведения оказались весьма противоречивы: сначала царские служащие сказали, что книг очень много и самых разных, потом заявили, что никакой либереи никогда в России не было. В общем, информация об античных рукописях стала первой государственной тайной. Военные секреты было выведать легче, нежели найти подтверждение их наличия. В «Описаниях имущества государева старого двора», составленных в первой четверти XVII века, о библиотеке ничего не говорится. Она точно испарилась. Еще 10 лет назад была и вдруг — нету. В «описаниях» упоминаются только 53 рукописные и печатные книги на церковнославянском языке. Что же случилось с либереей? В официальной науке есть несколько версий, объясняющих ее таинственное исчезновение.
Версия первая — «огненная». Бесценные рукописи сгорели в одном из московских пожаров. Деревянная Москва полыхала больше, чем того хотели бы археологи и историки. В течение каждых 100 лет в городе было более 70 достаточно крупных пожаров, уничтожавших дома, церкви, людей, утварь. Поэтому о жизни и быте москвичей в XV–XVII веках известно гораздо меньше, нежели о жителях каменных городов средневековой Европы. Скорее всего, говорят сторонники этой версии, либерея сгорела в 1547, 1571 или 1611 годах. Именно тогда Москва наиболее сильно пострадала от пожаров.
Версия вторая — меркантильная. Либерею разграбили поляки. Они вывезли ее на Запад и там по частям распродали. Массового вывоза рукописей за границу быть не могло: как говорится в Библии, «мне отмщение и аз воздам». Большинство интервентов, согласно условиям военного времени и бытовавшим тогда нравам, погибли на российской территории. С другой стороны, ни одна западная библиотека до сих пор не заявила о том, что в ее фондах, возможно, находятся книги из коллекции русского царя. Это странно. За 400 лет хоть одна вывезенная за границу рукопись должна была всплыть.
Версия третья — гастрономическая. Поляки не продали библиотеку. Они ее съели. Действительно, было окружение, был голод. В летописях есть сведения, что шляхтичи так оголодали, что были вынуждены жевать книжные кожаные переплеты. Они размачивали их в воде и жевали… Таким же образом поляки могли съесть и древние пергаменты. Но! Либерею нельзя съесть целиком! Должны были остаться глиняные таблицы, золотые листы, драгоценные камни. Их человеческий желудок ещё, слава Богу, переваривать не научился. Видимо, съеденные книги относились к постельной казне Ивана Грозного и были написаны никак не раньше XIII–XIV веков.
Версия четвертая — оптимистическая. Библиотека Ивана Грозного — существует и по сей день! Согласно имеющимся в распоряжении историков сведениям последний раз либерею видели в 1565 году… Именно тогда в 1566-м, ее замуровали в подвалы с тем, чтобы достать, когда появятся люди, способные перевести мудрые книги. И такие люди, видимо, появились. Кто они и что, и когда это было, науке неизвестно. Но в 1822 году некто Дабелов, профессор из Дерпта (ныне Тарту в Эстонии), сообщил, что случайно обнаружил в архиве переведённый… список книг библиотеки великого князя Ивана Третьего. Правда, при этом Дабелов не назвал ни автора списка, ни его датировки, ни названия архива, в котором тот был обнаружен. Находка вызвала определенные сомнения. До сих пор многие считают «Аноним Дабелова»  хорошо сделанной подделкой.
В конце XIX века известный московский историк Забелин опубликовал доношение, направленное в 1724 году в канцелярию фиксальных дел пономарём Кононом Осиповым. Осипов писал о подземных тайниках Кремля, в одном из которых дьяк Большой казны Василий Макарьев якобы видел груду сундуков. Сундуки были старинные с наваренными замками, пыльные, и было их великое множество. Конон Осипов обещался в точности указать местонахождение тайника, если Сенат повелит начать раскопки. Дело дошло до царя Петра, который благословил начало работ. В XVIII веке уже было известно, что либерея Ивана Грозного входила в государеву казну, так что содержимое сундуков сомнения ни у кого не вызывало. Быть может, Петр надеялся найти в подземельях что-нибудь ещё, но об этом история умалчивает. Когда император умер, раскопки прекратились, но Конон Осипов, который намного пережил Петра, на этом не успокоился. В царствование Анны Иоанновны он второй раз пишет письмо в Сенат, описывая несметные богатства кремлёвских подземелий. И Анна Иоанновна клюёт на наживку. Раскопки в Кремле возобновляются, но, как пишет в своей истории Карамзин: «Рекрутами рвы накопаны, а поклажи никакой не найдено». Последующие 150 лет никто поиском книг Ивана Грозного не занимался. Интерес к московским тайнам возродился лишь в конце XIX века. В 1894 году раскопки возглавил сиятельный князь Щербатов. И… опять ничего. Конон Осипов, и Щербатов не смогли докопаться до конца. Начатые ими раскопки не были завершены потому, что на пути землекопов встали деревянные столбы, поддерживающие здание Цейхгауза. При тогдашнем уровне развитая техники обойти их не представлялось возможным, и власти решили, что лучше свернуть раскопки, нежели подвергнуть Арсенал опасности разрушения.
В начале XX века в Москву с далекоидущими планами поехали немцы. Памятуя о том, что именно их предкам Иван Грозный намеревался доверить перевод античных рукописей, немецкие учёные решили, что они-то библиотеку точно найдут. И если не в кремлёвских подземельях, то в каких-нибудь старых архивах точно. Профессор Маттеи получил добро на исследование фондов провинциальных библиотек и столичных ведомств. Искал он долго и усердно и, в конце концов, стащил из архива Министерства иностранных дел манускрипт Гомера. Трогательная забота о русской культуре. За Маттеи приехал профессор Эдуард Тремер. Тремер оказался человеком честным: ничего не крал, скорее наоборот: уезжая, указал русским на наиболее вероятное местонахождение царской библиотеки — Теремной дворец. Именно там, на древних, нижних этажах, по мнению профессора, вот уже много веков пылятся бесценные рукописи.
В 1914 году ученый-востоковед Игнатий Стеллецкий получил от царского правительства разрешение на археологический осмотр двух кремлевских башен, но приступить к нему так и не смог — началась Первая мировая война. После революции, и еще десять лет спустя, до библиотеки Ивана Грозного никому не было дела. Ученые из числа неблагонадежных спасали от амбиций пролетариата собственные книжные собрания. Никто не знал, заинтересуют ли тайны прошлого новую власть, постановившую с этим прошлым бороться. За кремлевскими стенами бушевала накликанная Горьким буря… И только Игнатий Стеллецкий мирно продолжал работу над рукописью «Мертвые книги в московском тайнике». В 1933 году он написал письмо Сталину: "По долгу совести советского учёного и гражданина довожу в лице Вашем до сведения советского правительства о нижеследующем. Советская наука, в частности — история материальной культуры, не отстающая в общем от действующих темпов социалистического строительства, не является, однако, свободной от всяческих „Белых пятен“, каковыми надо признать, между прочим, вопросы:
1. О библиотеке Ивана Грозного.
2. Об исторических вкладах."
И. Сталин ему ответил. В 1934 году Стеллецкому разрешили начать раскопки в Арсенальной башне. Случай по тем временам небывалый. Простого профессора, делавшего карьеру ещё при проклятом царизме, допустили в святая святых — Кремль. Неизвестно, имел ли Стеллецкий высоких покровителей. По-видимому, нет. Работы запретили так же неожиданно, как и разрешили. Готовились к периоду репрессий? А за репрессиями — война. И снова Стеллецкий ждет и верит, что уж после войны Сталин точно допустит его в кремлёвские подвалы. Можно не сомневаться, что в конце концов так оно и было бы, но… Игнатий тяжело заболел. Перенесенный инсульт осложнился афазией: последние месяцы жизни Стеллецкий говорил только на арабском языке. Он умер в 1949 году, оставив после себя три тома рукописи «Мертвые книги в московском тайнике». Впоследствии последний том самым странным образом исчез. Исчезла и могила Стеллецкого на Ваганьковском кладбище — в 1981 году ее видели в последний раз…
Больше десяти лет назад искать исчезнувшие в конце XVI века сокровища взялся бизнесмен Герман Стерлигов. В 1995 году он возглавил штаб поисков библиотеки Ивана Грозного. К 850-летию Москвы саму либерею найти не удалось, но выработать некий стратегический план энтузиастам было вполне по силам. Скоро выяснили — в Кремле библиотеки нет. Уже как минимум четыре сотни лет. Штаб поисков либереи Ивана Грозного проводил исследования и в Александровской слободе. Царь жил здесь довольно долго: есть письменные свидетельства того, что с собой он брал святыни и казну, то есть либерею. А некоторые историки и вовсе считают, что немецкие переводчики во главе с пастором Веттерманом в 1565 году видели рукописи не в Кремле, а в александровских тайниках. Именно здесь Веттерман умолял Грозного дать ему на одну ночь книгу из библиотеки, обещая оставить в залог всех своих детей. Штабу повезло: сегодня на месте царской резиденции — футбольное поле. Размахивать кирками и лопатами в наши дни — последнее дело. Узнать, что находится под землёй, можно с помощью специальных технологий и оборудования. К сожалению, самой библиотеки в пустоте не оказалось. Приборы упорно не хотели реагировать ни на один из заданных параметров. Исследования монастырских территорий тоже не дали никакого результата. А значит, либереи в Александрове, увы, нет. Может быть, она находится в Вологде или еще где-то. Специалисты уверены: либерея, если она находится в тайнике, построенном по методике Аристотеля Фиораванти, в достаточно хорошем состоянии. Скорее всего, Фиораванти знал секрет хранения рукописей, известный еще древним египтянам. Они уже пролежали в аналогичных хранилищах тысячи лет. Лишние четыре-пять веков тут не помеха. Годы только увеличивают ценность либереи.
Заклятие царя
Выйдя замуж за великого князя Московского Ивана III, бабушка Грозного Софья Палеолог, племянница византийского императора Константина XI, привезла в столицу Руси 30 возов с книгами. Это было ее приданое. Но деревянный город часто сгорал в пожарах, поэтому книги берегли в сундуках в подземных хранилищах. Софья спасла от турок, захвативших и разграбивших в 1453 году столицу Византии, сотни фолиантов на древнегреческом, латинском и древнееврейском языках, часть которых была в собрании ещё античной Александрийской библиотеки. Пережив в Москве очередной пожар, она убедила мужа радикально перестроить Кремль, заменив дерево кирпичом и белым камнем. По инициативе Софьи в Россию выписали из Болоньи знаменитого архитектора и инженера Аристотеля Фиораванти, который будто бы построил под Кремлем подземный тайник для привезенных из Византии книжных сокровищ. По некоторым предположениям, сам Грозный долго искал умело спрятанные бабкой фолианты, а когда нашел, пополнял собрание другими, закупаемыми в разных странах. Есть версия, что царь объединил византийскую библиотеку с не менее легендарным собранием Ярослава Мудрого, долгие века хранившимся в подземельях Софийского собора в Киеве. Оно могло содержать до тысячи уникальных томов. Искавший библиотеку в 1930-х годах сотрудник кремлёвской охраны Аполос Иванов прошёл подземными ходами от храма Христа Спасителя к Кремлю и обнаружил прикованные цепями к стене истлевшие скелеты, а также железные двери, разделявшие отсеки подземелья. Найти клад Грозного ему не позволили сотрудники НКВД, закрывшие выход из-под земли к Москве-реке кирпичной кладкой. А вот зрение энтузиаст-кладоискатель всё же потерял, хотя и годы спустя.
Само существование либереи вызывает споры историков. Сторонники обычно опираются на «Сказания о Максиме Греке», содержащие обширную опись «единиц хранения», на свидетельство пастора Иоганна Виттермана из Дерпта (эстонский город Тарту), переводившего часть книг с латыни по заказу Ивана Грозного, и на список профессора Дерптского университета Христофора Христиана фон Дабелова, будто бы найденный им в начале XIX века, впрочем, почему-то сохранившийся только в копии. Эти и другие оговорки дают повод скептикам сомневаться в самом факте существования библиотеки, что, однако, не остужает пыла кладоискателей.
Сегодня они рассматривают более 60 вариантов подземного местонахождения либереи. Самые популярные: под Кремлём, в береговых холмах села Коломенского и соседнего с ним Дьякова, в подземных тайниках села Тайнинского на юге современных Мытищ, в Александ­ровой слободе, двадцать лет бывшей «опричной столицей» страны, и в Вологде, которой лишь чумной мор помешал стать главным городом Руси. В первой половине ХХ века много усилий на поиск библиотеки потратил известный археолог Игнатий Стеллецкий. Проверив четыре названных варианта, он остановился на Коломенском, где буквально перекопал весь пол в шатровой церкви Вознесения. Работы были остановлены усилиями реставратора Петра Барановского, считавшего мифы о либерее абсурдными и вредными. Поиски близ пятиглавой Предтечен­ской церкви в Дьякове пришлось свернуть по настоянию местных жителей: раскопки привели на территорию церковного кладбища. Хотя найденная под землёй известняковая кладка убедила археолога, что он уже в шаге от успеха. Стеллецкий подробно описал все детали поисков, но рукопись таинственным образом исчезла - говорят, и тут не обошлось без НКВД.
Поиски и раскопки
Как свидетельствуют документы из архива Ватикана, ещё в 1601 году польский посол Лев Сапега и иезуит Пётр Аркудий получили задание разыскать царское собрание древних книг, но даже слухов о нём им собрать не удалось. В «книжном шпионаже» в пользу Ватикана подозревали и отлучённого митрополита Газского Паисия Лигарида, который прибыл в Москву в 1662 году. По догадке одного современного автора, библиотеку искал и хорватский учёный Юрий Крижанич, за что и был сослан в Тобольск. Российскими властями официальные поиски Либереи впервые были проведены в 1724 году по указанию Сената. Их начали после показаний пономаря московской церкви Иоанна Предтечи Конона Осипова. Ссылаясь на рассказ умершего дьяка, он описывал хранилище так:
«Есть в Москве под Кремлем-городом тайник, и в том тайнике есть две палаты, полны наставлены сундуками до стропу. А те палаты за великою укрепою; у тех палат двери железные, поперек чепи в кольца проемные, замки вислые, превеликие, печати на проволоке свинцовые, а у тех палат по одному окошку, а в них решётки без затворов. А ныне тот тайник завален землёю, за неведением, как виден ров под Цехаузной двор и тем рвом на тот тайник нашли на своды, и те своды проломаны и, проломавши, насыпали землю накрепко.»
Копали дважды в пяти местах, но безрезультатно. Интерес к Либерее пробудился вновь лишь в конце XIX века. Палеограф и историк Н. П. Лихачев заявил, что свидетельствам Максима Грека и пастора Веттермана можно доверять, однако отверг «Записки анонима» и «Список Дабелова». Его поддержал историк И. Е. Забелин, однако он придерживался той версии, что Либерея существовала, но была безвозвратно утрачена во время большого пожара Москвы 1571 года. За раскопки выступал и академик А. И. Соболевский: «Сундуки с книгами где-то существуют, засыпанные землей или невредимые, и от нашей энергии и искусства зависит их отыскать».
С начала XX века поисками библиотеки активно занимался археолог И. Я. Стеллецкий. Он провёл безуспешные разыскания в Москве, Коломенском, Александрове, Вологде и многих других местах. Деятельность Стеллецкого позже была подробно описана Р. Пересветовым в книге «Тайны выцветших строк». Поиски в Арсенальной башне Московского Кремля были проведены им ещё в 1912 и 1914 годах, однако застряли из-за отсутствия средств. Повторные раскопки состоялись в 1933—1934 годах с разрешения комендатуры Кремля. В 1935 году по непонятным причинам они были приостановлены. Поиски возобновились в 1995 году по инициативе коммерсанта Германа Стерлигова. При Дворянском Cобрании Москвы был создан поисковый «штаб». После подготовительного этапа — работы в архивах — состоялось несколько экспедиций. Поиски велись в Александровской слободе, а также под Рязанью и Вологдой.
Версии о местоположении
Имеется более 60 совершенно различных версий. Многие из них очевидно фантастичны или созданы намеренно для создания шумихи или привлечения туристов.
Москва и окрестности. Московский Кремль. У Тайницких ворот на Житном дворе, на площади против Иностранной коллегии, напротив колокольни Ивана Великого, у Цейхгаузской стены в Круглой башне. Боровицкий холм, набережная реки Москвы, Арсенальная башня Кремля.
Дом Пашкова. Согласно городской легенде, во время строительства станции метро «Библиотека им. В. И. Ленина» строители наткнулись на старинную подземную галерею. В 1993 году по заказу «Центра археологических исследований» на территории Дома Пашковых проводились геофизические исследования, которые выявили наличие подземного колодца диаметром 8 метров и глубиной около 25 метров. По непонятным причинам исследования были свёрнуты.
Александров. Выдвигалась версия о том, что Либерею Иван Грозный увёз в Александровскую слободу во время опричнины. Стеллецкий считал, что в слободе находилась лишь часть Либереи, своеобразный «походный филиал» библиотеки.
Вологда. Вологда была «северной резиденцией» Грозного, которой он уделял большое внимание: подолгу жил здесь, проводил масштабную перестройку города. Наиболее вероятным местонахождением называют «Соборную Горку» рядом с Софийским собором. Одно из первых печатных упоминаний о подземных ходах в Вологде — «Рассказ лекаря Флерова о древностях вологодских», опубликованный в 1804 году в «Северном вестнике»:
«В средине прошлого столетия разламывали Соборную гору, потому что она гора неестественная, но каменная. Снаружи округлое наподобие горы здание, покрывшееся от времени по всей поверхности дёрном. Во внутренности нашли сводные пещеры, отделённые от дальнейших запертыми железными дверями, так крепкими, что не смогли их разломать. За сими дверями слышали глухой шум, который доказывает обширность запертой части сего подземелья и движенье воздуха в оной. Но суеверные испытатели сей шум произвели от другой причины. Они подумали, что железные двери отделяют от них жилище духов, и что внутренние скрытые пещеры суть пещеры ада. Подумали и столько ужаснулись нелепой мысли своей, что остановили свои исследования, и сделанные проломы в горе засыпали. Видевшие открытою эту часть горы говорят, что в оной, близ реки Вологды нашли узкий проход с каменною лестницею, нисходящий по реке и простирающийся по рассказам до Прилуцкого монастыря»
В ответ на статью Флерова в 1813 году в «Вестнике Европы» вышла заметка Митрополита Евгения, бывшего в 1808—1813 гг. Епископом Вологодским, в которой говорилось:
«Такое сказание действительно достойно исследования любителей отечества… но, к сожалению, и повествователь хотел только занять читателей чудесными сказаниями, которые заимствовал от суеверной черни, не захотев или не имев времени рассмотреть несообразность оных. Действительно, есть гора соборная против Вологодского Софийского собора над утёсистым правым берегом реки Вологды и в горе сей каменное погребное здание, но не округлое наподобие горы, а равностороннее в два ряда, простирающееся по берегу. Она была раскапываема не в половине прошлого столетия, а в половине XVII столетия. По архивским запискам известно, что в царствование Царя Алексея Михайловича, вологодский архиепископ Симон раскопавши погреба сего здания нашёл там серебро и украшение»

Легендарная библиотека Ивана Грозного Поиски библиотеки Грозного с перерывами ведутся уже несколько столетий, однако она по сей день не найдена
Поиски библиотеки Грозного с перерывами ведутся уже несколько столетий, однако она по сей день не найдена

Легендарная библиотека Ивана Грозного Иван Грозный
Иван Грозный

Легендарная библиотека Ивана Грозного Многие из исследователей вопроса о библиотеке Ивана Грозного пришли к выводу, что оно, скорее всего, погибла в результате пожаров или во времена Смуты
Многие из исследователей вопроса о библиотеке Ивана Грозного пришли к выводу, что оно, скорее всего, погибла в результате пожаров или во времена Смуты

Легендарная библиотека Ивана Грозного Подземный Кремль
Подземный Кремль

Легендарная библиотека Ивана Грозного Считается, что библиотека Грозного была утрачена или спрятана
Считается, что библиотека Грозного была утрачена или спрятана

Легендарная библиотека Ивана Грозного Библиотека Ивана Грозного — легендарная коллекция книг и документов, последним владельцем которой предположительно был царь Иван IV Грозный
Библиотека Ивана Грозного — легендарная коллекция книг и документов, последним владельцем которой предположительно был царь Иван IV Грозный

Легендарная библиотека Ивана Грозного Кремль. Старое фото
Кремль. Старое фото

Легендарная библиотека Ивана Грозного София Палеолог. Скульптурная реконструкция по черепу С. А. Никитина, 1994 год
София Палеолог. Скульптурная реконструкция по черепу С. А. Никитина, 1994 год

Теги : Кладоискательство Археология Сокровища История

Также интересно

30, Апрель 2013
Сапфо. История древнегреческой...

29, Апрель 2013
Мария-Антуанетта. История коро...

28, Апрель 2013
Старые фото Иерусалима .

28, Апрель 2013
Гладиаторы. История бойцов-раб...

27, Апрель 2013
День Победы. История праздника...

26, Апрель 2013
Павел Скоропадский. История ук...

Популярное

загрузка...

Реклама

Мудрость дня

  • Когда я умру, на мою могилу нанесут много мусора, но ветер времени безжалостно сметёт его. Иосиф Сталин
  • Желудок производит новую ткань каждые 2 недели, вместо переваренной собой же.
  • На Адольфа Гитлера было совершено больше двух десятков покушений.
  • Николай I предоставлял своим офицерам выбор между гауптвахтой и прослушиванием опер Глинки в качестве наказания.

• Авторизация •